Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре
Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 2 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Т. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просила признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016-2020 годы, утверждённые приказами Министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в них под пунктами NN 21123 и 22864 нежилого помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (далее также Перечни).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежавшее ей с 7 февраля 2018 по 17 октября 2019 на праве собственности нежилое помещение, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), поскольку оно не является офисным, не предназначено и не используется для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а по существу является местами общего пользования. Здание, в котором находится помещение, расположено на земельном участке, разрешенное использование которого не предполагает размещение административно-деловых и торговых центров. Полагает, что необоснованное включение объекта в Перечни нарушает её права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 2 октября 2020 года исковые требования административного истца удовлетворены. Решением суда постановлено признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N 21123 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N 22864 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Т. судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Указано, что сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение Самарского областного суда от 2 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Самарской области представила возражения, в которых полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своего представителя не направили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.ст. 3, 14 и 15 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
На территории Самарской области, в соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", 1 января 2015 года установлена как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здания, строения, сооружения, помещения.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2%.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрено: налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281(30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 1.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308(30543) 20.11.2018г.;
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Т. с 7 февраля 2018 по 17 октября 2019 являлась сособственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 248, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 27 марта и 29 сентября 2020.
В указанные Перечни на 2018-2019 годы включено принадлежавшее в данные налоговые периоды административному истцу на праве собственности нежилое помещение.
Согласно позиции административного ответчика нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1, п. 3, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет назначение и наименование "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют, что подтверждено выпиской от 27 марта 2020.
Согласно технической документации - техническому паспорту на нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", оно включает части назначением: лестницы, коридоры, техническое помещение, санузлы, что отражено в разделе "экспликация площади помещения".
Нежилое помещение расположено на 5 этаже здания с кадастровым номером N площадью 12940, 8 кв.м, имеющем назначение: "нежилое здание" и наименование: "офисный центр", год завершения строительства 2007, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, само по себе наименование здания явно недостаточно для включения в Перечни расположенного в нем помещения.
Как видно из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запросу суда Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", включает в себя помещения наименованием: кабинеты, санузлы, умывальные, хозяйственные кладовые, коридоры, архивы, электрощитовая, склады, помещения, душевые, серверная, переговорная 15, 2 кв.м, комната приёма пищи, комнаты охраны, раздевалка, конференц-зал 75, 1 кв.м, лестницы, технические помещения, лифты, лестничные клетки, вентиляционные камеры, операторные и операционные залы, столовая 80, 1 кв.м, комната отдыха, гардеробная.
При этом назначение помещений "кабинеты" не тождественно термину "офисы", а площадь помещений, назначение которых, исходя из наименования, предполагает возможное размещение объектов офисной инфраструктуры (переговорная, конференц-зал) и объектов общественного питания (столовая), составляет значительно менее 20% от общей площади здания.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учёта (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны, безусловно определенными в целях применения положений п.п.1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Кроме того, нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N образованном и поставленном на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования "занимаемый прилегающей территорией к зданиям". Однако данный вид разрешенного использования участка не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка на вид: "под деловое управление".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Не соответствует такой вид разрешенного использования земельного участка и видам, предусмотренным Методическим указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.2.2007 N 39, в целях отнесения здания к административно-деловому или торговому центру (1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения).
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учёта (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, осмотр спорного объекта капитального строительства, как и здания в котором оно расположено, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2019 годы, до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), Министерством имущественных отношений не проводился.
Проанализировав положения подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ, в редакциях, действующих на момент принятия всех оспариваемых Перечней, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по смыслу этих положений нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Поскольку само здание не обладает такими признаками, следовательно, принадлежащие административному истцу нежилое помещение не является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учётом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерством имущественных отношений Самарской области указывается, что, согласно информации размещенной в сети интернет на официальном сайте "2ГИС", в нежилом здании с кадастровым номером N размещены 48 организаций, среди которых есть строительные компании, магазины бытовой техники, что позволяет сделать вывод о том, что указанное здание фактически используется в целях размещения офисов и торговых объектов.
Вместе с тем данные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку, как верно отметил суд, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Самарского областного суда от 2 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 января 2021 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.