Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. по делу N 16-214/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" А.А.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды N от 2 октября 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды N от 2 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2020 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее по тексту - ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" А.А.С. ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся в отношении общества, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ? категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
В соответствии с порядком и сроках предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 декабря 2018 года N 809 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах ? категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору", действовавшего во время совершения административного правонарушения, указанный отчет предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах ?, ?, ? категории, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Как усматривается из материалов дела, 11 июля 2019 года заведующим сектором учета источников негативного воздействия отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы управления окружающей среды департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара К.Е.В. выявлено нарушение требований части 5 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 декабря 2018 года N 809 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах ? категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору", совершенное 26 марта 2019 года и выразившееся в том, что ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для объектов негативного воздействия на окружающую среду ? категории на территории г. Самара за 2018 год представлена в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с нарушением установленного срока (до 25 марта года, следующего за отчетным), отчет предоставлен 15 апреля 2019 года.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении N от 14 августа 2019 года в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", на основании которого 2 октября 2019 года должностным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт".
Указанные обстоятельства, подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу и судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" верно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 названного кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N от 25 марта 2019 года не свидетельствует о незаконности вынесенных по делу актов, поскольку данное письмо не являются нормативно-правовыми актами, соответственно, не носит обязательного характера. Кроме того, ответ, изложенный в письме N от 25 марта 2019 года, дан относительно необходимости применения пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение твердых коммунальных отходов на объектах.
Вопреки доводам заявителя, с учетом того, что в срок до 25 марта 2019 года, отчет представлен не был, а последним днем для предоставления отчета в данном случае является 24 марта 2019 года, должностным лицом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права и сделан обоснованный вывод о доказанности наличия в действиях ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой.
Довод жалобы о том, что отчет об обращении с отходами за 2018 теряет свою актуальность при предоставлении технического отчета по обращению с отходами, является несостоятельным.
Согласно порядку представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах ? категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, вступившим в законную силу 1 января 2019 года общество было обязано предоставить отчетность в установленном порядке.
Частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19 декабря 2018 года N 809 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах ? категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору" на дату совершения административного правонарушения действовал.
Несогласие заявителя жалобы с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды N от 2 октября 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт", оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" А.А.С. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.