Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г. по делу N 16-430/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Т.С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 30 июля 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2020 года, состоявшиеся в отношении председателя товарищества собственников жилья "Надежда-Дом" Т.С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2020 года, председатель товарищества собственников жилья "Надежда-Дом" Т.С.В. (далее по тексту - Т.С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Т.С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что постановлением от 9 июня 2020 года, вынесенным и.о. прокурора Ленинского района г. Кирова, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. с указанием на то, что ТСЖ "Надежда-Дом" по состоянию на 29 мая 2020 года в системе не зарегистрировано, информация, подлежащая размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с разделом 10 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 114пр не размещена.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. постановлением мирового судьи судебного участка N 55 Ленинского судебного района г. Кирова к административной ответственности на основании части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ленинского районного суда г. Кирова согласился с принятым мировым судьей постановлением, оставив его без изменения.
Вместе с тем, с обжалуемыми судебными актами, которыми председатель ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. признан виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из положений статей 26.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в неразмещении информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ) с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 74/114пр.
В данном постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что ТСЖ "Надежда-Дом" по состоянию на 29 мая 2020 года информация, подлежащая размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с разделом 10 Приказа не размещена.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие вмененного председателю ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. административного правонарушения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении должным образом не описано (не приведена какая информация ТСЖ "Надежда-Дом" должна была размещена в системе ГисЖКХ и в какой срок), что является существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, судебными инстанциями оставлен без внимания вопрос о том, что время совершения названного нарушения не установлено (при том, что длящимися указанное правонарушение не является), что не позволяет проверить срок давности привлечения председателя ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление о назначении административного наказания указанные нарушения судебными инстанциями проигнорированы, событие вмененного председателю ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. административного правонарушения судебными инстанциями также не установлено, в принятых по делу судебных актах оно должным образом не описано.
Допущенные при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых судебных актов, однако, оставлены судебными инстанциями без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 30 июля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2020 года, состоявшиеся в отношении председателя ТСЖ "Надежда-Дом" Т.С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты (пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 30 июля 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 14 сентября 2020 года, состоявшиеся в отношении председателя товарищества собственников жилья "Надежда-Дом" Т.С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.