Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" Асадченко Л.Ю. (далее - защитник ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа", защитник Общества) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2019 г., решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 марта 2020 г., вынесенные в отношении ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 марта 2020 г. оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2019 г, согласно которому ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит отменить вынесенные в отношении ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и производство по этому делу прекратить.
Изучение материалов этого дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6. настоящего Кодекса.
Частью 2 этой статьи установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе.
Частью 4 и 4.1 этой же статьи предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из частей 5 и 6 данной статьи усматривается, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственный жилищный инспектор Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Х.К.Я. (далее - госжилинспектор) составила протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" о совершении этим Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Однако этот протокол госжилинспектором был составлен в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ: без извещения ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" о его составлении в установленном порядке, при отсутствии представителя этого Общества при его составлении, без разъяснения прав и обязанностей Обществу, предусмотренных КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что уведомление названного юридического лица от 28 августа 2019 г. о составлении протокола госжилинспектором "адрес" направлено факсимильной связью. При этом из отчёта о доставке названного уведомления не усматривается его содержание и получение ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа".
В связи с изложенным, следует признать, что материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" было надлежащим образом извещено о месте и времени составления названного протокола госжилинспектором.
При таких обстоятельствах порядок составления протокола об административном правонарушении госжилинспектором не соблюден, протокол составлен без участия представителя ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа", в отсутствие сведений о том, что это Общество извещено о месте и времени его составления надлежащим образом.
Указанное свидетельствует о том, что при составлении протокола об административном правонарушении госжилинспектором не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьями 25.1. и 28.2 КоАП РФ, и это повлекло указанное нарушение прав Общества.
В этой связи следует прийти к следующему выводу: при составлении протокола и последующем рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении госжилинспектором и судьями было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
При подготовке и рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьи двух судебных инстанций не установили, что при составлении названного протокола об административном правонарушении госжилинспектором были допущены вышеуказанные процессуальные нарушения, которые не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела по существу.
В связи с этим обжалуемые судебные акты законными признать не представляется возможным, и они подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы защитника ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" трёхмесячный срок давности привлечения этого Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5. названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2019 г, решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 марта 2020 г, вынесенные в отношении ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.