Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 и его защитника ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, установила:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.
Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Из материалов дела усматривается, что по адресу: "адрес" располагался выявленный объект культурного наследия "Дом жилой с мастерской", являющийся памятником архитектуры конца XIX - начала XX века постройки (далее - Объект). В соответствии с приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее также - Управление) от 7 апреля 2017 года N 20 Объект утвержден в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан (часть I, раздел 47, пункт 353).
Согласно таблице N 8 к статье 77 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4, обязательных для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа (пункт 6 статьи 2), Объект включен в Перечень объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры), расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 397).
28 августа 2019 года в связи с сообщением о сносе объекта культурного наследия, расположенного по адресу: "адрес", должностными лицами Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан был осуществлен выезд и осмотр Объекта и проведена внеплановая документарная проверка.
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 28 августа 2019 года, составленного в ходе проведенного мероприятия по контролю за состоянием Объекта, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N ("адрес") ведутся работы по демонтажу и вывозу конструкций здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Дом жилой с мастерской". Указанные работы по демонтажу ведутся экскаватором марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный номер отсутствует). Разрушенные элементы конструкции здания (кирпичи, доски, бревна) погружались в грузовой автомобиль арки " "данные изъяты" (государственный регистрационный номер " N"), которым осуществлялся вывоз указанных конструкций в неизвестном направлении. Земельный участок огорожен. На данном земельном участке также располагается новое современное 2-х этажное здание, с двухскатной крышей, - штукатуренное по фасаду. По периметру земельного участка сложены строительные материалы (кирпичи, песок). Над забором по красной линии улицы проходит надземная магистральная труба газопровода, на которой закреплен баннер: информацией: "продается, N, ФИО6". Выявленный объект культурного наследия "Дом жилой с мастерской" представлял собой двухэтажное кирпичное здание, неоштукатуренное, в кирпичном стиле, прямоугольной формы в плане, занимал положение вдоль красной линии улицы в 3 окна (западный фасад). Парадный вход отсутствовал, с бокового фасада имелся пристрой с входом в здание. Окна первого этажа были заложены, второго этажа расширены вверх и в стороны, с уничтожением обрамления. На крыше имелся аттик с лже-слуховым окном и боковыми башнями. В ходе незаконного сноса здания выявленный объект культурного наследия "Дом жилой с мастерской" полностью утрачен.
Из акта повторного осмотра объекта культурного наследия от 11 сентября 2019 года следует, что объект культурного наследия "Дом жилой с мастерской" полностью утрачен, остатки стен и конструкций здания демонтированы и вывезены; участок под домом засыпан черноземом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1, собственника земельного участка с кадастровым номером N и располагавшегося на нем объекта культурного наследия, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2019 года; приказом Управления о проведении внеплановой документарной проверки от 29 августа 2019 года N 296; представлением (служебной запиской) начальника отдела государственного надзора и правовой работы и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не знал, что принадлежащие ему на праве собственности "Дом жилой с мастерской" и земельный участок являются объектами культурного наследия подлежат отклонению как несостоятельные. Решения уполномоченных органов о взятии спорных объектов под государственную охрану опубликованы в установленном порядке и являются общедоступными, то есть ФИО1 должен был знать о статусе принадлежащих ему объектов недвижимости.
Вопреки доводам жалобы отсутствие охранного обязательства и неустановление предмета охраны не освобождает ФИО1 от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность предусмотрена в силу прямого указания в законе (пункт 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Таким образом, доводы в жалобе сводящиеся к необоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности, отсутствии его вины, несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в совершении описанного выше правонарушения, материалы дела не содержат.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 и его защитника ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.