Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохин И.В., рассмотрев жалобу Т на вступившие в законную силу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 17 декабря 2019 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года, вынесенные в отношении Т, установил:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Альметьевскому району Республики Татарстан от 17 декабря 2019 года Т признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года выше указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Т выражает несогласие с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Дорожный знак 3.28 "Стоянка запрещена" запрещает стоянку транспортных средств.
Основанием для привлечения Т к административной ответственности послужили выводы о том, что 13 декабря 2019 года в 11 часов 9 минут, по адресу: "адрес" водитель Т, управляя транспортным средством "Lada Granta", государственный регистрационный знак N, в зоне действия дорожного знака 3.28 "Стоянка запрещена", совершил стоянку указанного транспортного средства, чем нарушил пункт 1.3 Правил дорожного движения.
Между тем с принятыми судебными актами нельзя согласится в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принцип законности при применении мер административного принуждения установлен в части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, установлен в статье 26.1 вышеназванного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса).
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценивая действия Т, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушения, сославшись при этом на показания должностного лица - инспектора ДПС С, протокол об административном правонарушении, протокол о задержании транспортного средства, а также фотоматериалы.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о разъяснении С требований части 3 статьи 25.6 и статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подписка свидетеля (л.д. 22) и протокол судебного заседания от 30 января 2020 года (л.д.24) таких сведений не содержит.
Кроме того, протокол о задержании транспортного средства от 13 декабря 2019 года составлен в отсутствие Т (л.д. 15).
Однако, в нарушение части 8 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в указанном протоколе отсутствуют сведения о понятых либо о применении видеозаписи.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 19 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" данный протокол о задержании транспортного средства не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Также представленные в материалы дела 2 фотографии в электронном виде (л.д. 21) и на бумажном носителе (л.д. 19) не позволяют сделать вывод о дорожном знаке 3.28 "Стоянка запрещена", поскольку значение данного знака не просматривается.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В нарушение вышеуказанных требований при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вышеуказанным обстоятельствам оценка не дана.
Подобное разрешение жалоб на состоявшийся по делу об административном правонарушении акт не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Таким образом состоявшиеся по делу судебные постановления не могут быть признаны законными.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что нижестоящими судебными инстанциями допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Альметьевский городской суд Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года, вынесенные в отношении Т по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Альметьевский городской суд Республики Татарстан.
Судья И.В.Тимохин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.