Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., изучив жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан от 19 июля 2017 года, решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан от 19 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2017 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 10 суток.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 июля 2017 года в 1 час 28 минут на "адрес", водитель ФИО1, не имеющий права управления транспортными средствами, управлял транспортным средством " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы, резкое изменение кожных покровов лица), указанными в пункте 3 Правил.
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, пройти которое он согласился.
По результатам проведенного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на основании положительного результата определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 1, 152 мг/л, превышающей 0, 16 мг/л - возможную суммарную погрешность измерений, у ФИО1 было установлено состояние алкогольного опьянения, с названным результатом освидетельствуемый не согласился, указал в соответствующем акте: "нет" и поставил свою подпись (л.д. 4).
Поскольку с результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ФИО1 не согласился и имелись достаточные основания полагать, что заявитель находится в состоянии опьянения, то есть при наличии законных оснований в соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, ФИО1 был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении обеспечено участие двух понятых.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 июля 2017 года (л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 19 июля 2017 года (л.д. 3); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 19 июля 2017 года и приложенным к нему бумажным носителем (л.д. 4); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование от 19 июля 2017 года (л.д. 5); рапортом инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Мелеузовскому району (л.д. 6); справкой инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Мелеузовскому району от 19 июля 2017 года (л.д. 9); видеозаписью и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 19 июля 2017 года (л.д. 5) усматривается, что при наличии признаков, являющихся достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы, резкое изменение кожных покровов лица), а также в связи с несогласием с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с помощью технического средства, ФИО1 был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от прохождения которого он отказался в присутствии двух понятых. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, удостоверен подписью ФИО1, должностного лица и понятых.
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован также в протоколе об административном правонарушении от 19 июля 2017 года (л.д. 2).
Из справки инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Мелеузовскому району от 19 июля 2017 года следует, что согласно проверки по базе данных " "данные изъяты"", ФИО1 водительское удостоверение на право управления транспортными средствами не имеет (л.д. 9).
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Субъектом правонарушения в данном случае является водитель транспортного средства, то есть лицо, управляющее транспортным средством, но не имеющее права на такое управление.
Факт управления ФИО1 транспортным средством подтвержден представленными в дело доказательствами.
Все процессуальные документы, в том числе протокол по делу об административном правонарушении и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составлены должностным лицом ГИБДД при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий. В протоколах содержится вся необходимая информация о совершаемых действиях сотрудниками полиции, имеются записи о совершении процессуальных действий в присутствии двух понятых, без каких-либо замечаний и возражений ФИО1
Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах сведений не имеется.
Время и место совершения правонарушения достоверно установлено в ходе рассмотрения дела судьями предыдущих судебных инстанций и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Утверждения о заинтересованности сотрудников ГИБДД в исходе рассмотрения данного дела ничем объективно не подтверждены. Исполнение же ими своих служебных обязанностей, включая составление процессуальных документов, само по себе к такому выводу не приводит.
Доводы жалобы о том, что административный материал в отношении ФИО1 сфабрикован сотрудниками ГИБДД, являются надуманными и какими-либо объективными доказательствами не подтверждаются, выводов судьей о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ, не опровергает.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела судьями полно, всесторонне и объективно установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, доводам ФИО1 дана правильная правовая оценка. В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в совершении описанного выше правонарушения, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Ходатайства о вынесении определения в адрес прокуратуры о разрешении вопросов, связанных с фальсификацией доказательств со стороны сотрудников ОГИБДД, определения о праве реабилитации за незаконное выдворение в изолятор временного содержания с учетом требований статей 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворению подлежат оставлению без рассмотрения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и городу Мелеузу Республики Башкортостан от 19 июля 2017 года, решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.