Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу И* на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды П*. от 6 декабря 2019 г. N, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агат" И*, установила:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды П*. от 6 декабря 2019 г. N, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2020 г. и решением судьи Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 г, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агат" И* (далее - ООО "УК "Агат", общество) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, И* просит отменить постановление должностного лица и судебные решения, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Такой Порядок учета в области обращения с отходами, устанавливающий требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, утвержден приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N721 (далее - Порядок).
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга в период 22 октября по 20 ноября 2019 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО "УК "Агат", в ходе проведения которой установлено, что должностным лицом - директором общества И* по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Так, в нарушение требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ директор ООО "УК "Агат" И* не осуществляется в соответствии с Порядком учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55); свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по мест ее нахождения (л.д.56); приказом N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59); протоколом N2 общего собрания собственников ООО "УК " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60); листом записи Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.62). Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО "УК "Агат" И* в связи с установлением вышеуказанных обстоятельств пришло к выводу о наличии в действиях общество состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства при обращении с отходами производства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, согласно Порядку учета, в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N721, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при наличии) и по юридическому лицу в целом. Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. (пункт 6 приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N721).
Иного способа ведения данных учета в области обращения с отходами законодательством не предусмотрено.
Как правильно отмечено судьей областного суда, ведение учета образования и движения отходов в форме, не предусмотренной порядком учета, в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N721, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении должностным лицом обязанности по ведению учета в области обращения с отходами.
Кроме того, в ходе проверки и при рассмотрении дела указанные журналы представлены не были, что подтверждается актом проверки, показаниями И* и ее защитника Г* в судебном заседании. Справка 2ТП, являющаяся формой федеральной статистической отчетности, не может являться доказательством соблюдения обществом обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях директора ООО "УК "Агат" И* объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения И* к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание И* назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в жалобе, в том числе о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды П* от 6 декабря 2019 г. N, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2020 г, решение судьи Оренбургского областного суда от 13 мая 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агат" И*, оставить без изменения, жалобу И* - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.