Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Кулюшевнефть" Т.В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2019 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кулюшевнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Кулюшевнефть" (далее - общество, ООО "Кулюшевнефть") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Кулюшевнефть" Т.В.А. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Как усматривается из материалов дела, ООО "данные изъяты" обратилась в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике с информацией об уничтожении плодородного слоя почвы на площади около 1, 0 га. земель, относящихся к категории: земли сельскохозяйственного назначения, в границах участка с кадастровым номером N, в результате размещения и эксплуатации объекта недвижимости - нефтяной скважины N ООО "Кулюшевнефть".
По данному факту должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике на основании определения от 30 мая 2019 года проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что на земельном участке с кадастровыми номером N (выдел с кадастровым номером N, площадью 11973 кв.м. в границах участка), категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 997194 кв.м, расположенном севернее на 4400 м. от "адрес", в юго-западной границе участка, установлена площадка вокруг нефтяной скважины N (кадастровый номер скважины - N), принадлежащей ООО "Кулюшевнефть".
Согласно выписки из ЕГРН от 05 июля 2019 года N, земельный участок с кадастровым номером N, входит с состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 16949000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по административной границе "адрес" ("данные изъяты" "адрес"). Правообладателем земельного участка является ООО "данные изъяты", право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за N.
Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 27 февраля 2019 года N у ООО "данные изъяты" изъят для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО "Кулюшевнефть" земельный участок с условным номером N, площадью 11973 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 997194+/-8738 кв.м, входящего в единое землепользование N, площадью 16949000 кв.м, принадлежащего на правах собственности ООО "данные изъяты". Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по административной границе "адрес" ("данные изъяты", "адрес").
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и пояснительной записке ООО "Кулюшевнефть" от 24 июня 2019 года право собственности на скважину N приобретено в 2017 году (регистрация права N от ДД.ММ.ГГГГ). Ранее скважина N принадлежала ОАО "данные изъяты". Данному предприятию был предоставлен земельный участок площадью 3, 6 га. для строительства скважин, в том числе N, Постановлением администрации Каракулинского района Удмуртской Республики от 21 мая 1999 года N.
21 марта 2012 года ООО "Кулюшевнефть" выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах "данные изъяты" недр, расположенного на территории "адрес", сроком действия до 03 мая 2030 года.
В ходе осмотра 31 мая 2019 года вышеуказанного земельного участка установлено, что на площадке вокруг нефтяной скважины N размещена емкость для сбора нефти и нефтекачалка. С площадки плодородный слой почвы столкан по периметру для обваловки участка. На территории площадки вокруг скважины имеются хаотично размещенные нефтяные пятна на водной поверхности и почве участка. Общая площадь размещения нефтяных пятен, согласно обмеру CPS навигатором GARMIN Dakota 10, составила 1272 кв.м.
Для установления степени загрязнения нефтепродуктами загрязненного участка проведен отбор почвенных проб для исследования химико-токсикологических показателей (массовая доля нефтепродуктов). Географические координаты точек отбора зафиксированы и отражены в акте отбора проб почвы N от 31 мая 2019 года.
Согласно заключению испытательной лаборатории ФГБУ "данные изъяты" от 04 июля 2019 года N, в результате оценки санитарного состояния почвы, отобранной с земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", характеризуемой пробами N, N, N, N, в них обнаружены одни из опасных для почв вещества - нефтепродукты. Среднее значение массовой доли нефтепродуктов в почве составляет 1240 мг/кг, соответствующее низкому уровню согласно приложению Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом 28 декабря 1994 года, Минсельхозпродом РФ 26 января 1995 года, Минприроды РФ 15 февраля 1995 года), письму Минприроды РФ от 27 декабря 1993 года N04-25/61-5678 "О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами".
31 июля 2019 года должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике в отношении ООО "Кулюшевнефть" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом N об административном правонарушении от 31 июля 2019 года (л.д. 3-6); обращением ООО "данные изъяты" от 13 мая 2019 года (л.д. 9-17); протоколом осмотра с фототаблицами и схемой размещения земельных участков от 31 мая 2019 года; актом отбора проб почвы от 31 мая 2019 года; протоколами испытаний почвы от 19 июня 2019 года; заключением инспекции от 04 июля 2019 года; пояснительной запиской ООО "Кулюшевнефть" от 24 июня 2019 года и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия общества правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества, выразившиеся в допущенном им факте порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2019 года, решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кулюшевнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Кулюшевнефть" Т.В.А. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.