Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника ТСН "20 лет Победы, 19 а" ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов ОНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 12 марта 2020 года N13/12 и решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 июня 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости "20 Лет Победы, 19 а", установила:
постановлением главного государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов ОНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 12 марта 2020 года N13/12, оставленным без изменения решением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республике от 15 июня 2020 года, Товарищество собственников недвижимости "20 лет Победы, 19 а" (далее - ТСН "20 лет Победы, 19 а", товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3 ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся в отношении ТСН "20 лет Победы, 19 а", приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 42 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с подпунктами "ж", "к" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, предусмотрено, что запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Как следует из материалов дела многоквартирный жилой "адрес" находится в управлении ТСН "20 лет Победы, 19 а".
На основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N должностными лицами указанного органа, по согласованию с прокуратурой "адрес", в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в отношении ТСН "20 лет Победы, 19 а", в результате чего выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, по адресу: "адрес" а":
- в нарушение пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима на первом этаже в тамбуре подъезда построена кладовка, тем самым перекрыт один из выходов;
- в нарушение пункта 36 Правил противопожарного режима загромождены места общего пользования и эвакуационные выходы на этажах (кладовки на балконах, ведущие к эвакуационным выходам);
- в нарушение пункта 23 Правил противопожарного режима допускается размещение мебели и других предметов на подходах к эвакуационным выходам;
- в нарушение пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима заварены люки противопожарных лестниц эвакуационных выходов на балконах (нарушение пункта 23 Правил противопожарного режима);
- в нарушение пункта 23, 53 Правил противопожарного режима клапана мусоропроводов не имеют уплотнения в притворах, установлены двери и используются в личных целях.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом ОНД и ПР г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов ОНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республике в отношении ТСН "20 Лет Победы, 19 а" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ за совершение перечисленных нарушений товарищество привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья городского суда руководствуясь частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктами 23, 35, 36, 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" выводами должностного лица и принятым им решением согласился.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.30, 31), распоряжением о проведении проверки (л.д. 20, 21), решением о согласовании внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19); актом проверки (л.д. 22, 23), предписанием о нарушении требований пожарной безопасности (л.д. 25, 26), фототаблицей (л.д.39-47) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что в материалах дела административном правонарушении отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о наличие признаков административного нарушения, нельзя признать заслуживающим внимания.
Доводы жалобы защиты о том, что в рамках проверки должностным лицом не составлены акты осмотра (протоколы) фиксирующие нарушение требований Правил противопожарного режима с участием понятых, не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанные нарушения выявлены в ходе осуществления государственного контроля, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Составленный по результатам проверки акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ содержит нарушения, выявленные в ходе проверки в присутствии председателя правления СНТ "20 лет Победы, 19 а", к акту прилагается фототаблица.
Вопреки доводам жалобы содержание общего имущества МКД включает в себя в том числе соблюдение мер пожарной безопасности, товарищество является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на спорном объекте защиты.
Нарушения требований пожарной безопасности несут угрозу для жизни и здоровья граждан, требования к противопожарному режиму эксплуатации МКД являются обязательными для соблюдения товариществом.
Иные доводы жалобы, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, аналогичны по существу тем доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу об административном правонарушении, установленные обстоятельства и выводы о виновности товарищества в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Вопреки утверждениям в жалобе, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 названного Кодекса, не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, применением частей 3.3, 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
постановление главного государственного инспектора г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов ОНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 12 марта 2020 года N13/12 и решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 июня 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости "20 Лет Победы, 19 а", оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3, - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.