Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества "Оренбургский хлебокомбинат" ФИО8 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области N от 07 февраля 2020 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 июня 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 04 августа 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Оренбургский хлебокомбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области N от 07 февраля 2020 года открытое акционерное общество "Оренбургский хлебокомбинат" (далее - общество, ОАО "Оренбургский хлебокомбинат") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 131 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 04 августа 2020 года, постановление должностного лица от 07 февраля 2020 года изменено, снижен размер штрафа до 65 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ОАО "Оренбургский хлебокомбинат" ФИО9 просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из примечания к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под средствами индивидуальной защиты в части 4 данной статьи понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В соответствии с пунктом 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 997н (приложение к указанному приказу), слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования и слесарь-сантехник должны быть обеспечены следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.), сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском (1 пара), перчатки с полимерным покрытием (12 пар), перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар), щиток защитный лицевой или очки защитные (до износа), средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа); при выполнении работ, на которых необходима защита от растворов кислот и щелочей, вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается костюм для защиты от растворов кислот и щелочей (1 шт.).
Кроме того, пунктом 148 названных Типовых норм определено, что слесарю; аварийно-восстановительных работ вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается костюм для защиты от повышенных температур (1 шт, ); слесарю аварийно-восстановительных работ на наружных работах зимой дополнительно выдается костюм для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке (по поясам).
Из изложенного следует, что слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования и слесарь-сантехник должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, прямо перечисленными в пункте 148 названных Типовых норм для данных должностей. При этом если данные работники выполняют аварийно-восстановительные работы, то им полагается дополнительно выдавать средства индивидуальной защиты, предусмотренные для должности слесаря аварийно-восстановительных работ (вместо костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается костюм для защиты от повышенных температур (1 шт.); при выполнении наружных работах зимой дополнительно выдается костюм для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке (по поясам).
Таким образом, Типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику, в том числе выполняющему периодические работы, для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов.
Статья 419 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 17 января 2020 года N должностным лицом указанного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ОАО "Оренбургский хлебокомбинат". Указанная проверка проведена в соответствии с утвержденным планом проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год.
В ходе проверки выявлено, что слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5 разряда ФИО10, слесарь-сантехник ФИО11 и ФИО12 не обеспечены средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу, а именно им не были выданы костюмы для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке.
Указанные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 03 февраля 2020 года N, что послужило основанием для составления должностным лицом в отношении ОАО "Оренбургский, хлебокомбинат" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Из должностных инструкций слесаря-сантехника и слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, утвержденных генеральным директором ОАО "Оренбургский хлебокомбинат" 11 июля 2018 года, не следует, что работники по названным специальностям выполняют наружные аварийно-восстановительные работы. В пункте 2.1 должностной инструкции слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования содержится общая формулировка о том, что он выполняет слесарные работы по ремонту газового оборудования, водонагревателей и т.п. В пункте 3 должностной инструкции слесаря-сантехника также содержится общая формулировка о том, что он обязан осуществлять разборку, ремонт и сборку сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков; замена участков трубопроводов из чугунных полиэтиленовых, полипропиленовых труб и т.д.; установка дефектных мест при испытании трубопроводов.
Таким образом, объем обязанностей, отраженный в указанных инструкциях, не исключает выполнение периодических аварийно-восстановительных работ слесарем-сантехником и слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования, в том числе наружных работ зимой.
12 мая 2017 года директором ОАО "Оренбургский хлебокомбинат" утверждены Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в ОАО "Оренбургский хлебокомбинат", согласно пункту 11 которым слесарю-сантехнику и слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования зимой дополнительно положено выдавать костюм для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке (1 шт.; л.д. 77).
Аналогичные сведения отражены на лицевой стороне личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты слесарей-сантехников ФИО13 и ФИО14 (л.д. 98-99).
Вышеизложенное означает, что общество признает обстоятельства выполнения периодических аварийно-восстановительных работ слесарем-сантехником и слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования, в том числе наружных работах зимой, и учитывает это в своей Политике по охране труда.
При проведении проверки государственному инспектору труда были представлены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты работников ФИО15, ФИО16, ФИО17, из которых следует, что на момент проведения проверки отметки о выдаче костюмов для защиты от повышенных температур на утепляющей прокладке в указанных карточках отсутствуют (л.д. 96, 98, 99).
Таким образом, по результатам проверки установлено, что работодателем работникам не было выдано средство индивидуальной защиты второго класса, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу с учетом положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса и в соответствии с санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области N от 07 февраля 2020 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 июня 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 04 августа 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Оренбургский хлебокомбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора открытого акционерного общества "Оренбургский хлебокомбинат" ФИО18 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.