Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан С.Л.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 по Аургазинскому району Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года, решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 по Аургазинскому району Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года, Администрация муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан С.Л.Р. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как усматривается из материалов дела, 30 января 2020 года государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДЦ ОМВД России по Аургазинскому району В. Р.И. выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке дороги по адресу: "адрес": отсутствуют дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости движения 40 км/час".
Предписанием начальника ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району от 30 января 2020 года, Администрации муниципального района, являющейся лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах поселения, в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, ГОСТ Р 50597-2017, предложено организовать следующие мероприятия: произвести работы по установке дорожных знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости движения 40 км/час": по адресу: "адрес" (в южном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в южном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в южном направлении); "адрес" (в северном направлении); "адрес" (в южном направлении); "адрес" (в южном направлении); "адрес" (в южном направлении), срок выполнения до 11 февраля 2020 года.
Информацию о ходе выполнения предписания представить 11 февраля 2020 года.
Так же, 30 января 2020 года государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району В. Р.Н. выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке дороги по адресу: "адрес": отсутствуют дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости движения 40 км/час".
Предписанием начальника ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району от 30 января 2020 года, Администрации муниципального района, в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, ГОСТ Р 50597-2017, предлагается организовать следующие мероприятия: произвести работы по установке дорожных знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости движения 40 км/час", по адресу: "адрес" (в восточном направлении); "адрес" (в западном направлении); "адрес" (в восточном направлении); "адрес" (в западном направлении); "адрес", напротив АЗС, срок выполнения до 11 февраля 2020 года.
Информацию о ходе выполнения предписания представить 11 февраля 2020 года.
17 февраля 2020 года государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району М. А.Я. при патрулировании по населенному пункту "данные изъяты" выявлен факт невыполнения в установленный законом срок предписаний от 30 января 2020 года, о чем доложено начальнику ОГИБДД ОМВД России по Аургазинскому району рапортом от 19 февраля 2020 года.
19 февраля 2020 года должностным лицом в отношении юридического лица - администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом N об административном правонарушении от 19 февраля 2020 года (л.д. 3); предписанием от 30 января 2020 года по устранению нарушений (л.д. 5); актом выявленных недостатков от 30 января 2020 года (л.д. 6); предписанием от 30 января 2020 года по устранению нарушений (л.д. 7); актом выявленных недостатков от 30 января 2020 года (л.д. 8); актом выявленных недостатков от 17 февраля 2020 года с фототаблицей (л.д. 9-12).
Данным доказательствам нижестоящими судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Администрации муниципального района образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписания были вынесены уполномоченным на то должностным лицом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, установлен срок его исполнения, срок исполнения не изменялся по просьбе Администрации, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе и в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 по Аургазинскому району Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года, решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан С.Л.Р. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.