Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу директора МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного района г. Казани Гурьяновой Т.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 15 апреля 2020 года, решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного района г. Казани, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 15 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года (далее - МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115", учреждение), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Гурьянова Т.Н. выражает несогласие с названными актами, полагая их незаконными, просит их отменить и назначить наказание в виде предупреждения.
В силу статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 9 ноября 2015 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Как усматривается из материалов дела, 7 февраля 2020 года в ходе плановой выездной проверки, проведенной Министерством образования и науки Республики Татарстан установлено, что МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани, допущены нарушения требований пунктов 3, 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Так, МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани
- не обеспечено создание инвалидам условий доступности в соответствии с требованиями пп. "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж" части 3 Порядка:
а) возможность беспрепятственного входа в Учреждение и выхода из него - нет пандуса;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории Учреждения в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников Учреждения, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед
входом в Учреждение, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников Учреждения;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории Учреждения;
д) содействие инвалиду при входе в Учреждение и выходе из него;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимо для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненной рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) издание приказа об обеспечении допуска на объект собаки-поводыря при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года N 386 н;
- отсутствует разработанная инструкция ассистента тьютора, определяющая его обязанности при оказании помощи;
не обеспечено создание инвалидам условий доступности в соответствии с требованиями пп. "а", "б" пункта 4 Порядка:
а) при входе в Учреждение отсутствуют вывески с названием, организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; -
б) не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) не представлены документы по созданию и организации работы комиссии для проведения обследования и паспортизации (ч.9 Порядка).
Факт совершения Учреждением административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 7 февраля 2020 года (л.д.6, 7); письменными объяснениями директора МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани Гурьяновой Т.Н. (л.д.9); приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 30 декабря 2019 года (л.д.12-16); актом проверки N А 5356/19-Д от 7 февраля 2020 года (л.д.17-23); предписанием об устранении нарушений N П-5356/19-Д-ГН от 7 февраля 2020 года (л.д.24-28), и другими материалами дела.
Данным доказательствам нижестоящими судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани правильно квалифицированы по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии своевременного финансирования МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях названного Учреждения. Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения.
Возложенная на организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
При этом вопреки доводам подателя жалобы, принятие мер к устранению нарушений после их выявления административным органом в ходе проверки не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему правонарушении применительно к статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судебными инстанциями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных решений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки мирового судьи и судьи районного суда, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного району г. Казани к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 15 апреля 2020 года, решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного района г. Казани, оставить без изменения, а жалобу директора МБОУ "Основная общеобразовательная русско-татарская школа N 115" Авиастроительного района г. Казани Гурьяновой Т.Н. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.