Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мокшанова И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", общество), установила:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 июня 2020 года ООО "Спецавтохозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2020 года постановление судьи районного суда отменено, производство по делу в отношении ООО "Спецавтохозяйство" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье - МокшановИ.В, ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики, состоявшееся в отношении общества, приводя доводы о его незаконности.
ООО "Спецавтохозяйство" извещено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, указанной жалобы. В установленный срок возражения на жалобу не представлены.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23 декабря 2019 года в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора из Удмуртской природоохранной прокуратуры поступило обращение о нарушении региональным оператором по обращению в твердыми коммунальными отходами - ООО "Спецавтохозяйство" территориальной схемы обращения с отходами.
13 января 2020 года главным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по Удмуртской Республике в отношении ООО "Спецавтохозяйство" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого установлено нарушение ООО "Спецавтохозяйство" требований части 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; подпункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, а именно: ООО "Спецавтохозяйство" являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением МУП ЖКХ "Сюмсинское" с твердыми коммунальными отходами на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики; допускало направление МУП ЖКХ "Сюминское" собранных с мест накопления отходов в МО "Сюмсинский район" на территорию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование земельного участка: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона, что является нарушением территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления государственным инспектором РФ в области охраны окружающей природной среды по Удмуртской Республике 26 февраля 2020 года, в отношении ООО "Спецавтохозяйство" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного данной нормой.
При рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу о том, что после получения ООО "Спецавтохозяйство" статуса регионального оператора оно принимает на себя обязательства организовать и осуществлять деятельность в сфере обращения с отходами в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ, закрепленными в нем положениями и в установленном порядке, а также территориальной схемой обращения с отходами на территории Удмуртской Республики.
Осуществление ООО "Спецавтохозяйство" деятельности с отклонением от территориальной схемы позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что ООО "Спецавтохозяйство" является субъектом деятельности в области обращения с отходами в том числе ТКО, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Для соблюдения требований закона Обществу надлежало обеспечить надлежащий и текущий постоянный контроль оказываемых исполнителем услуг (МУП ЖКХ "Сюмсинское") по погрузке и транспортировке ТКО с мест накопления отходов на кустовой полигон путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя.
Отменяя постановление судьи районного суда, в отношении ООО "Спецавтохозяйство" и прекращая производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, судья Верховного Суда Удмуртской Республики, пришел к выводу о том, что несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 4030 кв.м, разрешенное использование: для осуществления деятельности очистных сооружений и канализации осуществляет МУП ЖКХ "Сюмсинское", руководитель которого был привлечен к административной ответственности. Региональный оператор не несет ответственности за организованную несанкционированную свалку на вышеуказанном земельном участке, переданном в аренду МУП ЖКХ "Сюмсинское".
В силу пунктов 1, 2, 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом необходимо учесть, что если в процессе деятельности юридического лица происходит накопление отходов производства, их размещение и хранение с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, то указанное правонарушение образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе должностным лицом указывается на наличие в материалах дела достаточных доказательств, подтверждающих виновность ООО "Спецавтохозяйство" в совершении вменяемого административного правонарушения, в связи с чем поставлен вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики и возвращении дела на новое рассмотрение.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и длится до прекращения деяния самим правонарушителем либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.
В данном случае срок давности привлечения общества к ответственности необходимо исчислять с даты его обнаружения и пресечения прокуратурой - 7 ноября 2019 года, о чем составлен акт (л.д. 50-52).
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу, в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление, не допускается.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустимо.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "Спецавтохозяйство" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, производство по делу было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества, возможность правовой оценки действий ООО "Спецавтохозяйство" на предмет доказанности состава административного правонарушения, а также оценки выводов судьи Верховного Суда Удмуртской Республики, утрачена.
Исходя из полномочий, предоставленных суду при пересмотре вступивших в законную силу постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях пунктами 2, 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса, суд не может ухудшить положение лица в случае отсутствия существенных фундаментальных нарушений процессуальных требований.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики, состоявшееся в отношении ООО "Спецавтохозяйство" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мокшанова И.В. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.