Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" ФИО5 на вступившие в законную силу постановление судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 08 июля 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 08 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" (далее - общество, ООО "ДСОК "Дружба") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по осуществлению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере, принадлежащем юридическому лицу - ООО "ДСОК "Дружба", расположенном по адресу: "адрес" на срок 10 суток. Срок приостановления деятельности исчислять с 18 час. 00 мин. 08 июля 2020 года.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" ФИО6 просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании подпункта "у" части 1 указанной статьи устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пунктов 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приводится перечень мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-19 (мониторинг заболеваемости, лабораторный мониторинг, мониторинг напряженности иммунитета, сбор и анализ информации и пр.).
Роспотребнадзором разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации для определения показателей, которые являются основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий.
В соответствии с пунктами 3, 4 Методических рекомендаций (МР 3.1.0178-20. Профилактика инфекционных болезней), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08 мая 2020 года предполагается поэтапное возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями. Снятие ограничений зависит от значений таких показателей, как, например, коэффициент распространения инфекции, наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19, показатель тестирования на 100 000 населения.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций решение о снятии ограничений принимают главы субъектов РФ на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ.
На основании пункта 6 Методических рекомендаций переход к III этапу для возобновления образовательных работа всех образовательных учреждений значение показателя Rt не должно превышать 0, 5.
Роспотребнадзор разработал методические рекомендации "МР 3.1/2.4.0185-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.4. Гигиена детей и подростков". Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Пунктом 1.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.4.0185-20 открытие оздоровительных организаций в 2020 году осуществлять не ранее третьего этапа возобновления деятельности.
В соответствии с пунктом 3.7 наполняемость групп, отрядов должна составлять не более 50% от проектной мощности.
Согласно пункту 4.2 данных Методических рекомендаций для обеспечения заезда на территорию оздоровительной организации служебного (специализированного, коммунального, пассажирского и др.) автотранспорта предусмотреть на входе обязательные дезинфекционные мероприятия или оборудовать для автотранспорта поставщика пищевых продуктов специальную площадку перед въездом в лагерь для передачи товаров, в том числе продуктов питания.
Пунктом 16 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 (ред. от 29 июня 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV)" для органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования "Повышенная готовность" установлено, что при строгом соблюдении правил поведения, установленных настоящим Указом, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, а так же рекомендациями Роспотребнадзора возобновить работу с 03 июля 2020 года - детских оздоровительных лагерей.
Основанием привлечения ООО "ДСОК "Дружба" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные судьей районного суда обстоятельства, что Управлением Роспотребнадзора по Республики Башкортостан на основании обращения ФИО7, поступившего 03 июля 2020 года в форме электронного документа, 06 июля 2020 года в период с 19 час. 48 мин. до 20 час. 08 мин. в ходе осмотра принадлежащей ООО "ДСОК "Дружба" территории лагеря, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что на территории лагеря находятся дети, общей численностью 280 человек, при этом со стороны хозяйственного въезда отсутствует платформа для разгрузки продуктов питания, то есть в нарушение пункта 6 Методических рекомендаций MP 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мер в условиях эпидемического распространения COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 08 мая 2020 года, пунктов 1.2, 3.7, 4.2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.4.0185-20 "Рекомендации по организации работы организаций отдых детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 25 мая 2020 года.
02 июля 2020 года ООО "ДСОК "Дружба" до перехода Республики Башкортостан к III этапу при показателе Rt равным 1, 0 осуществило завоз несовершеннолетних детей в количестве 280 человек в 1 смену лагеря с наполняемостью групп, отрядов более 50% от проектной мощности, а именно 70%; не оборудовало специальную площадку перед въездом в лагерь для передачи товаров, в том числе продуктов питания.
Таким образом, ООО "ДСОК "Дружба" допустило невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период чрезвычайных ситуаций, представляющее угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних детей и сотрудников лагеря.
07 июля 2020 года должностным лицом Роспортребнадзора в отношении ООО "ДСОК "Дружба" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого районным судом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан согласился с принятым судьей районного суда решением, оставив его без изменения.
Вместе с тем решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан законным признать нельзя, по следующим обстоятельства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 30.6 настоящего Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 8 части 2).
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3).
В соответствии с требованиями статьи 26.1 настоящего Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 07 июля 2020 года N, составленным должностным лицом Роспортребнадзора, в рамках предварительной проверки поступившей информации начальнику муниципального казенного учреждения Управление образования МР Мелеузский район Республики Башкортостан и директору ООО "ДСОК "Дружба" ФИО8 направлены запросы о предоставлении запрашиваемой информации.
На запрашиваемые Роспотребнадзором запросы от вышеуказанных лиц поступили ответы.
Согласно ответа ООО "ДСОК "Дружба", в лагере функционируют 11 отрядов, общая численность 280 человек.
Согласно экспертному заключению "данные изъяты" N от 10 марта 2020 года детский оздоровительный лагерь ООО "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" построен по типовому проекту с проектной мощностью на размещение 400 детей.
06 июля 2020 года в период с 19 час. 48 мин. до 20 час. 08 мин. сотрудником Роспотребнадзора в ходе осмотра принадлежащей ООО "ДСОК "Дружба" территории лагеря, расположенного по адресу: "адрес", при непосредственном обнаружении правонарушений (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ) установлено, что на территории лагеря находятся несовершеннолетние дети, общей численностью 280 человек.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы общества на постановление судьи районного суда не проверил доводы общества о допущенных Роспотребнадзором нарушений требований части 3.3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В нарушение указанных процессуальных требований судья Верховного суда Республики Башкортостан не дал оценку всем доводам жалобы заявителя и не проверил дело в полном объеме.
Судьей Верховного суда Республики Башкортостан допущено существенное нарушение указанных процессуальных требований, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Верховного суда Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела судье Верховного суда Республики Башкортостан провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" ФИО9 удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Детский спортивно-оздоровительный комплекс "Дружба" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение судье Верховного суда Республики Башкортостан.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.