Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу заместителя начальника Самарской таможни ФИО4 на вступившие в законную силу постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 10 февраля 2020 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 04 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфалоджик" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 04 июня 2020 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфалоджик" по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Самарской таможни ФИО5 просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфалоджик", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Таможенного союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, согласно протокола об административном правонарушении, 03 марта 2008 года закрытое акционерное общество "данные изъяты" (далее - ЗАО "данные изъяты") заключило договор аренды от N с компанией "данные изъяты". Предметом данного договора явилась аренда ЗАО "данные изъяты" (Арендатор) у "данные изъяты" (Арендодатель) авиационных двигателей Д-18Т (заводские номера N, N, N), имевших статус иностранных товаров (страна происхождения - "данные изъяты").
Затем арендованные авиадвигатели устанавливались на воздушные суда, принадлежавшие ЗАО "данные изъяты":
- двигатель Д-18Т заводской номер N был установлен 18.05.2010 на воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N;
- двигатель Д-18Т заводской номер N был установлен 14.12.2009 на воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N, 01.06.2010 демонтирован и 18.11.2011 был установлен на воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N;
- двигатель Д-18Т заводской номер N был установлен 06.03.2008 на воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N, 08.04.2011 демонтирован и 17.01.2012 был установлен на воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N.
Данное обстоятельство подтверждается выписками из формуляров указанных двигателей, а также из формуляров воздушных судов (воздушные суда "данные изъяты", бортовые номера N и номер N в настоящее время принадлежат ООО "данные изъяты").
За использование двигателей в составе своих воздушных судов ЗАО "данные изъяты" осуществляло арендные платежи согласно договору аренды N, что подтверждено ведомостью банковского контроля по данному договору и бухгалтерской документацией ЗАО "данные изъяты".
Арендованные авиационные двигатели были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в составе транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП), являющихся товарами Союза (Российской Федерации) и впоследствии также использовались в составе российских ТСМП, осуществлявших, в том числе, международные перевозки.
Авиадвигатель Д-18Т заводской номер N впервые ввезен на таможенную территорию РФ 19 мая 2010 года.
Авиадвигатель Д-18Т заводской номер N впервые ввезен на таможенную территорию РФ 29 января 2010 года.
Авиадвигатель Д-18Т заводской номер N впервые ввезен на таможенную территорию РФ 24 марта 2008 года.
Указанное подтверждается реестрами выполненных полетов воздушными судами с бортовыми номерами N и номер N, представленными ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
26 августа 2014 года воздушное судно "данные изъяты", бортовой номер N с установленным на нем авиадвигателем Д-18Т, заводской N, было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза и оформлено на таможенном посту Аэропорт "данные изъяты" таможни в соответствии с главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза в качестве транспортного средства международной перевозки, что подтверждается генеральной декларацией N, оформленной на таможенном посту Аэропорт "данные изъяты" таможни. 30.09.2015 двигатель Д-18Т заводской номер N был демонтирован с данного воздушного судна.
В соответствии с заданиями на полет с отметками отряда пограничного контроля о прохождении пограничного контроля от 25.09.2012 и от 10.10.2012 установлено, что воздушные суда "данные изъяты" с установленными на них двигателями с заводскими номерами N и N были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза соответственно 25.09.2012 и 10.10.2012.
В соответствии с формулярами авиадвигателей и воздушных судов установлено, что два авиационных двигателя, заводские N, N, 18.10.2012 и 26.09.2012, соответственно, были демонтированы (и затем законсервированы) с воздушных судов бортовые N и N, а двигатель N - демонтирован 30.09.2015.
Затем демонтированные авиадвигатели были размещены на территории аэропорта "данные изъяты", где находятся по настоящее время, что было подтверждено 23.04.2019 в ходе проведенного таможенного осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий N).
В ходе осмотра также осуществлена идентификация двигателей по номерам.
С учетом того, что авиационные двигатели являются по своему статусу иностранными товарами и были ввезены в составе российских ТСМП, обязанность по помещению под таможенную процедуру (таможенному декларированию) возникла у декларанта в соответствии со статьей 5 ТК ТС (аналогичные положения содержатся в статье 4 ТК ЕАЭС) со дня следующего за моментом демонтажа (отделения) авиадвигателей от ТСМП, то есть:
- в отношении авиационного двигателя Д-18Т заводской номер N - 19.10.2012;
- в отношении авиационного двигателя Д-18Т заводской номер N - 27.09.2012;
- отношении авиационного двигателя Д-18Т заводской номер N - 01.10.2015.
Под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления воздушные суда бортовые номера N и N не помещались.
Авиационный двигатель - Д-18Т N ранее ввозился на таможенную территорию РФ в составе ВС "данные изъяты" N и 29.10.2009 помещался в Ульяновской таможне ЗАО "данные изъяты" под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ N.
Указанное свидетельствует о том, что ранее ЗАО "данные изъяты" действовало в соответствии с требованиями ТК ТС, декларируя иностранные авиационные - двигатели в соответствующей таможенной процедуре при которой иностранные двигатели вывозятся обратно с таможенной территории РФ.
Поскольку данные авиадвигатели предназначались для эксплуатации воздушных судов ЗАО "данные изъяты" и ввозились "на крыле" самолетов.
Указанное свидетельствует о нарушении ЗАО "данные изъяты" требований статьи 276 ТК РФ при первом ввозе авиадвигателей на таможенную территорию РФ (19.05.2010, 29.01.2010, 24.03.2008).
Номера двигателей в соответствии с бюллетенем ФСВТ России N от 30.06.2000 были изменены в связи наработкой 6000 часов (для двигателя N ? на N в январе 2014 года, для двигателя N ? на N в феврале 2011 года, для двигателя N ? на N в январе 2011 года), что подтверждается формулярами авиадвигателей. При этом никаких специальных работ на двигателях по данному бюллетеню не проводилось, за исключением замены пластины заводского знака.
Авиадвигатели после демонтажа были законсервированы, помещены в специальные капсулы и сданы на хранение в авиационно-техническую базу ЗАО "данные изъяты", находящуюся в аэропорту "данные изъяты".
С 20.07.2018 по настоящее время авиадвигатели хранятся на Площадке 25 (кадастровый номер N), расположенной в аэропорту "данные изъяты". При этом хранителем выступает ООО "Альфалоджик" на основании договора на предоставление услуг по хранению авиационных двигателей от 20.07.2018 N с "данные изъяты". "данные изъяты", в свою очередь, согласно агентскому договору возмездного оказания услуг с собственником авиадвигателей - компанией "данные изъяты" от 17.03.2016 N, является агентом по оказанию услуг хранения.
Территория, на которой хранятся двигатели, находится в субаренде у ООО "Альфалоджик" в соответствии с договором субаренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления N от 01.04.2019 с ООО "данные изъяты", которое (ООО "данные изъяты") в свою очередь, является арендатором указанной территории согласно договору аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем на праве оперативного управления N от 01.04.2019 с "данные изъяты".
Факт хранения товаров в период с 20.07.2018 по настоящее время подтверждается договором на предоставление услуг по хранению авиационных двигателей от 20.07.2018 N, Приложением N 1 к договору N от 20.07.2018, дополнительным соглашением о пролонгации к договору N - от 20.07.2018 от 06.12.2018, актом - сверки взаимных расчетов ООО "Альфалоджик" и "данные изъяты" за период 20.07.2018 - 11.01.2019, актом N от 31.12.2018, актом N от 30.11.2018, актом N от 31.10.2018, актом N от 01.10.2018 и актом таможенного осмотра помещений и территорий N.
Согласно расчетам таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпенговых, компенсационных пошлин Ульяновской таможни общая сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в связи с незаконным перемещением указанных авиадвигателей, составила 68 450 649, 85 руб.
Из заключения эксперта N от 31 октября 2019 года следует, что общая рыночная стоимость вышеуказанных авиационных двигателей по состоянию на 25 июля 2019 года составила 69 421 636 руб.
25 июля 2019 года в отношении ООО "Альфалоджик" возбуждено дело об административном правонарушении N (с 01.10.2019 в связи с реорганизацией Ульяновской таможни делу присвоен регистрационный номер N) по статье 16.21 КоАП РФ.
Судья областного суда правильно указал, что авиационные двигатели, являющиеся предметом правонарушения по настоящему делу, на протяжении ряда лет были установлены на воздушных судах, принадлежавшим ЗАО "данные изъяты". Все это время авиационные двигатели в составе воздушных судов при осуществлении воздушными судами международных перевозок много раз пересекали границу Таможенного союза (Российской Федерации), как убывая за пределы Таможенного союза (Российской Федерации), так и возвращаясь обратно.
После многолетней эксплуатации демонтаж всех этих двигателей с российских воздушных судов был произведен на территории Российской Федерации ЗАО "данные изъяты".
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "данные изъяты" признано банкротом. ООО "Альфалоджик" создано в 2017 году.
Таким образом, к моменту начала деятельности ООО "Альфалоджик" на территории аэропорта "данные изъяты" авиационные двигатели, снятые с воздушных судов, хранились уже много лет.
Поскольку ООО "Альфалоджик" начало осуществлять свою деятельность на территории, где уже на протяжении многих лет хранились указанные выше авиационные двигатели, то между ООО "Альфалоджик" и "данные изъяты" в интересах собственника авиадвигателей - компании "данные изъяты" был заключен договор хранения (т.1 л.д. 69 -71).
Давая оценку обстоятельствам, предшествующим заключению договора хранения, в котором ООО "Альфалоджик" является исполнителем, судья районного суда сделал вывод об отсутствии вины ООО "Альфалоджик" в совершении вмененного правонарушения, поскольку ООО "Альфалоджик" не было и не могло быть известно о каких-либо нарушениях таможенного законодательства допущенных при ввозе указанных выше авиационных двигателей на территорию Российской Федерации, так как эти события (ввоз авиационных двигателей на территорию Российской Федерации) имели место задолго до создания ООО "Альфалоджик".
Доводам таможенных органов о том, что в ООО "Альфалоджик" работают, в том числе, и бывшие сотрудники ЗАО "данные изъяты", которым должно быть известно об обстоятельствах ввоза указанных авиационных двигателей на территорию Российской Федерации судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Таким образом, нет оснований полагать, что имелся умысел на совершение правонарушения.
С учетом изложенного следует прийти к выводу о том, что судьей районного суда производство по делу было обоснованно прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "Альфалоджик" вмененного ему в вину состава административного правонарушения.
Положенные таможенным органом в обоснование своих доводов решения главного государственного таможенного инспектора таможенного контроля после выпуска товаров Ульяновской таможни от 04 сентября 2019 года N, N, N о признании товаров (авиационных двигателей Д-18Т) незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза были отменены решением N от 07 февраля 2020 года заместителя начальника Приволжского таможенного управления.
Указанное обстоятельство также является свидетельством обоснованности выводов судьи районного суда об отсутствии в действиях ООО "Альфалоджик" вмененного ему в вину состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что при решении вопроса относительно арестованных в ходе производства по данному делу авиационных двигателей, как не прошедших таможенного оформления, суду следовало указать на возможность снятия ареста лишь только после таможенного оформления, отклоняются исходя из следующего.
Данное дело об административном правонарушении возбуждено в отношении ООО "Альфалоджик".
В материалах дела нет доказательств того, что ООО "Альфалоджик" является декларантом в отношении авиационных двигателей, на которые наложен арест. Следовательно, нет оснований полагать, что именно ООО "Альфалоджик" обязано осуществлять таможенное оформление двигателей.
В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Альфалоджик" суд вправе давать суждения о виновности или невиновности, а также принимать решения о назначении наказания или возложении каких-либо обязательств только в отношении ООО "Альфалоджик".
Делать выводы о виновности, а также о правах и обязанностях лиц, не являющихся участниками данного процесса суд не вправе.
При таких обстоятельствах судья районного суда, прекратив производство по делу в связи с отсутствием в действиях ООО "Альфалоджик" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ, обоснованно снял арест, наложенный в ходе производства по данному делу на авиационные двигатели без каких-либо дополнительных условий, касающихся необходимости таможенного оформления этих двигателей.
Противоречий с разъяснениями, которые даны в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не имеется, поскольку в этом разъяснении речь идет лишь о случаях, когда именно лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано заниматься таможенным оформлением арестованных предметов (товаров).
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 10 февраля 2020 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 04 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфалоджик" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Самарской таможни ФИО6 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.