Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Рыбно-Слободскому судебному району Республики Татарстан, мирового судьи судебного участка N 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 20 августа 2020 года, решение судьи Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью Центр информационных и компьютерных технологий "Свобода-СС" ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Рыбно-Слободскому судебному району Республики Татарстан, мирового судьи судебного участка N 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 7 октября 2020 года, "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью Центр информационных и компьютерных технологий "Свобода-СС" (далее - ООО Центр информационных и компьютерных технологий "Свобода-СС", общество) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО2 просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Военной прокуратурой Казанского гарнизона Республики Татарстан была проведена проверка, которой установлено, что отдельные должностные лица ООО Центр информационных и компьютерных технологий "Свобода-СС" (далее - общество) допускают нарушения требований статьи 12 Федеральный закон "О противодействии коррупции".
В ходе проверки установлено, что 9 октября 2018 года между обществом в лице "данные изъяты" ФИО2 и ФИО1 (далее - ФИО1) заключен трудовой договор N 16 (л.д. 21 - 23), в соответствии с которым последний принят на должность консультанта по налогам и сборам, о чем был издан приказ от 9 октября 2018 года N 1 (л.д. 35).
Из материалов дела усматривается, что в период с 1 декабря 2014 года по 8 октября 2018 года ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в отделе военного комиссариата Республики Татарстан по Рыбно-Слободскому района в должности "данные изъяты" (по воинскому учету).
В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 865 "О перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", а в последующем приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" должность помощника начальника отделения входит в Перечень должностей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
По результатам проверки заместителем военного прокурора Казанского гарнизона Республики Татарстан сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обществом своевременно не сообщено о заключении данного договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы. Соответствующее уведомление о приеме 8 октября 2018 года на работу ФИО1 в адрес отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Рыбно-Слободскому району не было направлено.
29 июля 2020 года постановлением заместителем военного прокурора Казанского гарнизона Республики Татарстан в отношении "данные изъяты" общества ФИО2 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 37 - 41).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества мировым судьей судебного участка N1 по Рыбно-Слободскому судебному району Республики Татарстан, мирового судьи судебного участка N1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 20 августа 2020 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Судья Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан с выводами мирового судьи согласилась.
Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 685 "О перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством Обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 175 признан утратившим силу с 1 января 2020 года.
Названным приказом утвержден новый Перечь воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).
В утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 685 Перечне должность помощника начальника отделения (по воинскому учету) Военного комиссариата не поименована. Таким образом, с 1 января 2020 года помощник начальника отделения (по воинскому учету) Военного комиссариата не обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 685 улучшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а потому положение части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу подлежит применению.
В материалах дела отсутствуют сведения об исполнении административного наказания.
Кроме того, настоящее дело об административном правонарушении возбуждено заместителем прокурора Военной прокуратуры Казанского гарнизона Республики Татарстан возбуждено 29 июля 2020 года, то есть после вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 685.
Следовательно, на дату 29 июля 2020 года бездействие ФИО2, выразившееся в не направлении уведомления о приеме 8 октября 2018 года на работу ФИО1 в адрес отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Рыбно-Слободскому району, не являлось нарушением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и, соответственно, не образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом в бездействии ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Рыбно-Слободскому судебному району Республики Татарстан, мирового судьи судебного участка N 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 20 августа 2020 года, решение судьи Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Рыбно-Слободскому судебному району Республики Татарстан, мирового судьи судебного участка N 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 20 августа 2020 года, решение судьи Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.