Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Широкожухова А.Б., действующего на основании доверенности в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Оскар", на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Оскар" (далее - ООО "Оскар"), установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 27 ноября 2018 года ООО "Оскар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Широкожухов А.Ю. выражает несогласие с вынесенным судебным постановлением, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствие с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221 (утратившего силу с 01 сентября 2018 года в связи с изданием приказа Госстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см.
Согласно пункту 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденному Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу пункта 1 статьи 30 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, осуществляется федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
В соответствии с пунктом 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, исполнение государственной функции, помимо прочего включает в себя такую административную процедуру как надзор за дорожным движением.
Из положений пункта 9.7 Административного регламента следует, что сотрудники при осуществлении федерального государственного надзора имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела, 14 августа 2018 года инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России "Кирово-Чепецкий" в ходе надзора за дорожным движением выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части автомобильной дороги, расположенной в границах железнодорожного переезда "Боево", напротив дома 92 по проспекту Мира г.Кирово - Чепецк: выбоины глубиной - 0, 07 м, 0, 10 м; шириной - 0, 8м, 0, 8 м; длиной -0, 3 м, 0, 4 м, - чем нарушены требования пунктов 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предъявляемые к эксплуатационному состоянию проезжей части автомобильной дороги, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
28 августа 2018 года ООО "Оскар", ответственному за содержание данного участка автомобильной дороги, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России "Кирово-Чепецкий" выдано предписание об устранении указанных нарушений в срок до 11 сентября 2018 года.
Предписание получено представителем ООО "Оскар" 30 августа 2018 года.
31 октября 2018 года старшим инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России "Кирово-Чепецкий" в ходе надзора за дорожным движением установлено невыполнение ООО "Оскар" в предусмотренный срок - до 11 сентября 2018 года предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД России "Кирово-Чепецкий" от 28 августа 2018 года, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировым судьей в подтверждение, что ООО "Оскар" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N об административном правонарушении от 7 ноября 2018 года (л.д.3); акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 31 октября 2018 года (л.д.5, оборот); предписание должностного лица отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России "Кирово-Чепецкий" от 14 августа 2018 года (л.д.7); акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 августа 2018 года (л.д.7, оборот); фотоматериалы (л.д.10-14); выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 21 октября 2018 года (л.д.18-19); копия договора аренды N движимого и недвижимого имущества от 29 июня 2017 года (л.д.27-32), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "Оскар" в совершении указанного административного правонарушения.
В постановлении мирового судьи вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что ООО "Оскар" является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе и в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию железнодорожного переезда, что подтверждается копией ответа заместителя главы администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 17 августа 2018 года, предоставленного на запрос начальника отделения ГИБДД МО МВД России "Кирово-Чепецкий" (л.д.21).
Учитывая вышеизложенное, ООО "Оскар" является субъектом вмененного административного правонарушения и подлежит административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Бездействие ООО "Оскар", выразившееся в невыполнении в установленный срок выданного предписания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод мирового судьи о наличии в бездействии организации состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписания влечет привлечение к административной ответственности.
Сведений о признании предписания в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобой не представлено.
Доводы жалобы о том, что настоящее дело рассмотрено мировым судьей судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области с нарушением правил подсудности, поскольку адрес ООО "Оскар", указанный в выписке из ЕГРЮЛ: "адрес", и действующий на момент рассмотрения дела, относится к судебному участку N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области являются несостоятельными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 12 ноября 2018 года рассмотрение дела в отношении ООО "Оскар" назначено на 27 ноября 2018 года в помещение судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области (л.д.36).
Согласно копии постановления и.о. председателя Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 1 ноября 2020 года, представленной по запросу судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с нахождением мирового судьи судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области Ващенко С.В. в ежегодном оплачиваемом отпуске с 14 ноября по 30 ноября 2018 года исполнение обязанностей по рассмотрению всех категорий дел, подсудных мировому судьей судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области возложено на мирового судью судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области Нелюбина А.В, который рассмотрел настоящее дело 27 ноября 2018 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, подсудность рассмотрения настоящего дела не нарушена.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки мирового судьи, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях ООО "Оскар" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления мирового судьи.
Несогласие заявителя жалобы с правовой оценкой установленных мировым судьей обстоятельств и собранных по делу доказательств основанием к отмене принятого по делу акта не является.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления мирового судьи, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Оскар", оставить без изменения, а жалобу защитника Широкожухова А.Б, действующего на основании доверенности в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Оскар" оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.