Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан С.Н.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Иглинскому району Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года, решение судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года, вынесенные в отношении администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Иглинскому району Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года, администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации С.Н.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации, являющейся лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог по "адрес" и "адрес", государственным инспектором дорожного надзора движения ОГИБДД ОМВД России по Иглинскому району внесено предписание об устранении указанных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения в срок до 30 июня 2020 года, однако в установленный срок предписание выполнено не было.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом в отношении администрации протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи администрация привлечена к административной ответственности, установленной этой нормой, за неисполнение предписания N от 30 апреля 2020 года.
Судья межрайонного суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи признал, что полномочия по содержанию "адрес" отнесены к компетенции сельского поселения Иглинский сельсовет.
Однако изменения в указанной части в принятый по делу судебный акт не внесены.
Между тем пункт 1 (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес") предписания N от 30 апреля 2020 года не мог быть выполнен администрацией, так как решением совета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва N 18 декабря 2019 года утверждено соглашение между органами местного самоуправления муниципального района Иглинский район и сельского поселения Иглинский сельсовет о передаче сельскому поселению полномочий по дорожной деятельности. Согласно этого соглашения, полномочия по дорожной деятельности улицы "адрес" относятся к полномочиям сельского поселения Иглинский сельсовет.
Неисполнение пункта 1 (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес") предписания N от 30 апреля 2020 года не образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим неисполнение пункта 1 (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес") предписания N от 30 апреля 2020 года подлежит исключению из объема вмененного администрации правонарушения.
Исключение из объема вменения данной части нарушения не влияет на вывод о виновности администрации в совершении правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае из материалов дела усматривается, что администрация не выполнила в установленный срок предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части пункта 2 (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес").
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), предписанием (л.д. 7-12), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (л.д. 15-19) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии администрации состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, что у администрации отсутствовала возможность исполнить предписание в установленный срок в связи с необходимостью проведения электронного аукциона, предусмотренного Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не может быть принят во внимание в качестве основания для признания обжалуемых судебных актов незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения администрации от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств по делу не установлено.
В рассматриваемом случае, оснований полагать, что администрация предприняла все зависящие от нее меры для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, указанного в пункте 2 предписания (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес"), не имеется.
Заключение контракта на ремонт "адрес" (после истечения срока исполнения предписания) не указывают на невозможность принятия всех возможных мер для исполнения предписания в установленный в нем период.
Несмотря на исключение из объема вмененного правонарушения невыполнение пункта 1 (устранение эксплуатационных недостатков по "адрес") предписания от 30 апреля 2020 года, назначенное мировым судьей наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей изменению не подлежит, поскольку назначено ниже низшего предела санкции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат изменению путем исключения из объема предъявленного обвинения указание на невыполнение администрацией пункта 1 предписания N от 30 апреля 2020 года.
В остальной части указанные судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Иглинскому району Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года, решение судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2020 года, вынесенные в отношении администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из объема предъявленного обвинения указание на невыполнение администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан пункта 1 предписания N от 30 апреля 2020 года.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан С.Н.Н. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.