Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу К на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя государственной инспекции финансового контроля Самарской области - руководителя департамента по контролю в сфере закупок от 21 апреля 2020 года N N, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июля 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 8 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя руководителя государственной инспекции финансового контроля Самарской области - руководителя департамента по контролю в сфере закупок N N от 21 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июля 2020 года, решением судьи Самарского областного суда от 8 октября 2020 года, заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К (далее - К.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 14 684, 66 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, К. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Основанием для привлечения заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что государственный контракт от 15 июля 2019 года N 13 заключен министерством имущественных отношений Самарской области с ООО "Агентство недвижимости Ивановой Дарьи" (далее - победитель закупки, общество) с нарушением требований статей 34 и 83.2 Закона N 44-ФЗ, а именно: с нарушением объявленных условий определения поставщика.
В качестве обоснования указано, что проектом государственного контракта, являющимся неотъемлемой частью конкурсной документации, было предусмотрено условие о включении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в цену контракта. Участие в открытом конкурсе в электронной форме свидетельствует о том, что участник, в данном случае - общество (являющееся организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения - далее УСН), принимает все условия закупки, в том числе в порядке определения цены, в связи с чем при формировании ценового предложения для участия в открытом конкурсе в электронной форме такой участник должен был определить цену оказываемых услуг с учетом НДС. При этом в пункте 2.1 заключенного по результатам закупки контракта указано, что цена контракта составляет 381 796, 80 рублей, НДС не облагается, Подрядчиком применяется упрощенная система налогообложения. Следовательно, контракт заключен с нарушением объявленных условий определения поставщика. Со стороны министерства контракт подписан заместителем руководителем департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К
Судья Октябрьского районного суда г. Самары при рассмотрении жалобы, поданной в порядке статьи 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также судья Самарского областного суда при рассмотрении жалобы, поданной в порядке статьи 30.9 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами должностного лица согласились, принятое им постановление от 21 апреля 2020 года N N оставили без изменения.
Вместе с тем, обжалуемые акты законными признать нельзя по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, государственной инспекцией финансового контроля Самарской области проведена плановая проверка соблюдения министерством имущественных отношений Самарской области законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Главным управлением организации торгов Самарской области 18 июня 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N N о проведении электронного аукциона на выполнение кадастровых работ с осуществлением государственного кадастрового учета в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Самарской области (НМЦК - 1 468 466, 00 рублей).
Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью документации открытого конкурса в электронной форме, предусмотрено условие о включении НДС в цену контракта.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N N от 2 июля 2019 года, победителем электронного аукциона признано ООО "Агентство недвижимости Ивановой Дарии", предложившее цену контракта 381 796, 80 рулей.
В пункте 2.1 заключенного по результатам закупки контракта от 15 июля 2019 года N 13 указано, что цена Контракта составляет 381 796, 80 рулей, НДС не облагается, применяется упрощенная система налогообложения.
Административный орган считает и с ним согласились нижестоящие судебные инстанции, что участие ООО "Агентство недвижимости Ивановой Дарии" в открытом конкурсе в электронной форме свидетельствует о том, что им были приняты все условия закупки, в том числе о порядке формирования цены. При формировании ценового предложения для участия в открытом конкурсе в электронной форме данный участник должен был определить цену оказываемых услуг с учетом НДС, несмотря на то, что общество применяет упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает уплату НДС в бюджет.
Вместе с тем, в соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
К числу таких случаев относится снижение цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий контракта, если эта возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (подпункт 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Из указанных правовых норм Закона N 44-ФЗ следует, что любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
Как видно из материалов дела, Заказчиком на этапе планирования закупки и размещения закупки на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в проекте контракта в аукционной документации предусмотрено, что цена контракта может быть снижена без изменения количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий контракта (л.д. 73).
В силу пункта 2 статьи 346.22 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС.
Поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе не составлять и не выставлять покупателям счета-фактуры, а также вправе осуществлять расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС, указание в контракте цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС.
По общему правилу, обязанности сторон контракта по уплате налогов в бюджет вытекают из предусмотренных налоговым законодательством публично-правовых обязательств по уплате налогов. При заключении договоров гражданского характера стороны регулируют только гражданско-правовые отношения и не могут влиять на определение налоговых обязательств участников отношений.
В силу положений статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свое очередь, не регулируются налоговым законодательством.
Причем требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон (контракта).
Следовательно, отказ Заказчика от изложения контракта в предложенной победителем торгов редакции является необоснованным, поскольку государственный заказчик не вправе принуждать участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, к уплате НДС в бюджет.
При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что заместителем руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К. заключен контракт с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является неправильным.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя государственной инспекции финансового контроля Самарской области - руководителя департамента по контролю в сфере закупок от 21 апреля 2020 года N N, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 20 июля 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 8 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях К. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя государственной инспекции финансового контроля Самарской области - руководителя департамента по контролю в сфере закупок от 21 апреля 2020 года N 23-22/62/2020, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 20 июля 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 8 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных отношений Самарской области К по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.