Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания N 3" Мишиной Н.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного врача Чувашской Республики -Чувашии Прокопьевой Е.Г. от 16 июня 2020 года N, решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2020 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания N 3" (далее - ООО "КШП N 3), установил:
постановлением заместителя главного государственного врача Чувашской Республики -Чувашии Прокопьевой Е.Г. от 16 июня 2020 года N, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2020 года и решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 сентября 2020 года, ООО "КШП N 3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "КШП N 3" Мишина Н.В. выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Статья 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ устанавливает требования, согласно которым, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пункта 5.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года N 45 (в редакции от 25.03.2019 года) санитарную обработку технологического оборудования проводят ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы. Производственные столы в конце работы моют с использованием моющих и дезинфицирующих средств, промывают горячей водой температурой не ниже 45°С и насухо вытирают сухой чистой тканью. Для моющих и дезинфицирующих средств, применяемых для обработки столов, выделяют специальную промаркированную емкость.
В силу пункта 5.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению.
Пунктом 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08 для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с принципами щадящего питания не допускается использовать пищевые продукты и изготавливать блюда и кулинарные изделия в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, указанных в приложении 7.
Согласно пункта 14.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой (форма 1 приложения 10 настоящих санитарных правил).
В соответствии с пунктом 6.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обеспечения обучающихся здоровым питанием следует разрабатывать рацион питания, на основании сформированного рациона питания разрабатывается меню (п. 6.2), в котором не допускается повторения одних и тех же блюд (п. 6.12). Данное требование, кроме обеспечения сбалансированного питания, продиктовано исключением возможности повторной реализации пиши, приготовленной накануне в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений).
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "КШП N 3" к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенных нарушениях требований пунктов 5.14, 5.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 - в моечном отделении находилось дезинфицирующее средство "ЭкстраМ ПРОФИ" с истекшим сроком годности, что не позволяет проводить качественную уборку помещений; в нарушение п. 14.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 в "Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья" не отражены сведения о времени и дате фактической реализации поступившего продовольственного сырья в полном объеме, не указаны сведения о поступлении продукции 06.03.2020 (горбуши с/м б/г, поступившей на пищеблок по товарной накладной N от ДД.ММ.ГГГГ; в нарушение п. 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08, согласно данных "Журнала бракеража готовых кулинарных изделий" ежедневного меню "По типу шведского стола", ежедневно готовятся блюда: салат из свеклы с черносливом, винегрет овощной с зеленью, салат из свежих огурцов, и помидоров с зеленью, салат из свежих помидоров с зеленью, салат диетический, салат из квашеной капусты с зеленью, салат из свежих огурцов с зеленью, солянка домашняя со сметаной и зеленью, поджарка из филе птицы, поджарка из говядины, сосиски отварные, птица отварная, котлеты рубленные из птиц, макароны отварные, каша гречневая рассыпчатая, рис отварной, не исключающие возможности реализации блюд приготовленных накануне (п. 2 приложения 7 к п. 6.25).
Указанные обстоятельства, выявленные в результате санитарно-эпидемиологического расследования, проведенного 12 марта 2020 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребназдора по Чувашской Республике - Чувашии N от 12 марта 2020 года (с изменениями от 16 марта 2020 года N 1), выданного в связи с получением информации из БУ "Медицины катастроф" Минздрава Чувашии о регистрации случаев острых кишечных инфекций среди учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N50" г. Чебоксары, которым с ООО "КШП N 3" заключен контракт N от 27 августа 2019 года по организации горячего питания, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, подтверждаются собранными доказательствами: распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора в Чувашской Республике - Чувашии от 12 марта 2020 года N о проведении санитарно - эпидемиологического расследования (с изменениями от 16 марта 2020 года); актом эпидемиологического расследования очага острой кишечной инфекции, утвержденным 9 апреля 2020 года, главным государственным санитарным врачом по Чувашской Республике - Чувашии; предписаниями об устранении выявленных нарушений санитарно - эпидемиологических требований от 12 марта 2020 года N и от 13 марта 2020 года N; актом об утилизации от 12 марта 2020 года, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Представленным в материалы дела доказательствам при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "КШП N 3" квалифицированы по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При исследовании вопроса о наличии вины ООО "КШП N 3" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что учреждение приняло все зависящие от него меры к соблюдению санитарного законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований, в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения юридическим лицом положений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем ООО "КШП N 3" правомерно привлечено к административной ответственности.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты предыдущими судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции статьи 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного врача Чувашской Республики -Чувашии Прокопьевой Е.Г. от 16 июня 2020 года N, решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2020 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания N 3" оставить без изменения, а жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания N 3" Мишиной Н.В. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.