Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., изучив жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Хамар-Ял" Ф.Е.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике N 373 от 11 декабря 2018 года, решение заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 1 февраля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хамар-Ял" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике N 373 от 11 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 1 февраля 2019 года, решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Хамар-Ял" (далее по тексту - ООО "Хамар-Ял") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Хамар-Ял" Ф.Е.И. просит отменить акты, вынесенные в отношении ООО "Хамар-Ял" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме в Российской Федерации" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела об административном нарушении следует, что Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары с участием специалистов ОНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике, а также сотрудника ОП N 1 УМВД России по г. Чебоксары 7 сентября 2018 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в обособленном подразделении ООО "Хамар-Ял" - баре "Стопка", расположенном по адресу: "адрес".
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: извещатели пожарной сигнализации находятся в неисправном состоянии (не сняты защитные колпачки), что является нарушением п. 61 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствуют огнетушители, что является нарушением п. 70 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствуют знаки пожарной безопасности, что является нарушением п. 43 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390); отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на дверях складских помещений, что является нарушением п. 20 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); помещение бара не отделено от помещения склада противопожарными дверями, что является нарушением ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; в помещениях складов отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, п. А10, таблица А3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.
Нормы и правила проектирования"; допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, в складе алкогольной продукции по правую сторону, что является нарушением п. 42 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения, что является нарушением п. 2 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствует журнал учета инструктажей по пожарной безопасности, о подтверждении проведения противопожарных инструктажей с работниками, что является нарушением п. 3 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствует удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума руководителем организации, а также лицом, который является ответственным за пожарную безопасность, что является нарушением п. 3 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); отсутствует приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность, который обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, что является нарушением п. 4 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); не предоставлен акт проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), что является нарушением п. 61 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); не представлен журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, что является нарушением п. 478 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); в помещениях отсутствуют таблички с номером телефона вызова пожарной охраны, что является нарушением п. 6 Правил Противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).
Указанные факты явились основанием для вынесения в отношении ООО "Хамар-Ял" заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары постановления от 24 сентября 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица МЧС России по Чувашской Республике от 11 декабря 2018 года ООО "Хамар-Ял" привлечено к административной ответственности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностных лиц и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Хамар-Ял" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Деяние ООО "Хамар-Ял" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары с нарушением требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", были исследованы судьей районного суда, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностными лицами и судьей районного суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Хамар-Ял" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике N 373 от 11 декабря 2018 года, решение заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 1 февраля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хамар-Ял" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Хамар-Ял" Ф.Е.И. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.