Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., изучив жалобу защитника ФИО1 в интересах общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод кирпича и керамзита" на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод кирпича и керамзита", установила:
Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 октября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Ижевский завод кирпича и керамзита" (далее - ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 в интересах ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьей 24 Федерального Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании поступившего обращения гражданина от 12 февраля 2020 года с доводами на несоблюдение санитарных норм и правил по содержанию вредных веществ в атмосферном воздухе и почве на придомовой территории "адрес" от деятельности ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита", Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проведено административное расследование с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе которого, в том числе проведена экспертиза.
Согласно экспертному заключению от 25 марта 2020 года N и протоколам лабораторных исследований от 16 марта 2020 года N, N, "адрес" ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" при осуществлении деятельности по адресу; "адрес" не обеспечило соблюдение требований статей 11, 20, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарных правил: пунктов 2.1, 2.2, 4.1.1, 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха", ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений". В частности, среднесуточная концентрация по взвешенным веществам в атмосферном воздухе на придомовой территории многоквартирного жилого "адрес" составила 0, 33?0, 08мг/м3 при гигиеническом нормативе ПДК с.с.- 0, 15 мг/м3, превышение ПДК с.с. в 2, 2 раза, на границе расчетной санитарно-защитной зоны (северная сторона) составила 0, 31?0, 08мг/м3 при гигиеническом нормативе ПДК с.с.- 0, 15 мг/м3, превышение ПДК с.с. в 2, 06 раза. В соответствии с расчетами, представленными в проекте СЗЗ в районе размещения придомовой территории "адрес" расчетные концентрации по взвешенным веществам составили 0, 35ПДК, таким образом, жилая территория "адрес" находится непосредственно в зоне влияния выбросов ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита".
По факту выявленных нарушений 10 апреля 2020 года заместителем начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" составлен протокол по делу об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 апреля 2020 года; обращением гражданина; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколами взятия проб и образцов от 11, 12 марта 2020 года; экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" 25 марта 2020 года N с приложением N; протоколами лабораторных исследований от 16, 17 марта 2020 года; экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" от 15 сентября 2017 года N/п; фотоматериалами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что предприятием не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, действовавшего на момент выявления правонарушения и привлечения к административной ответственности.
Ссылки жалобы на разночтения в экспертном заключении относительно превышения установленной среднесуточной концентрации по взвешенным веществам в атмосферном воздухе на придомовой территории многоквартирного дома и на границе расчетной санитарно-защитной зоны общества (в 2, 2 раза и 2, 06 раз соответственно) и, соответственно, снижение уровня взвешенных веществ в атмосферном воздухе по мере приближения к территории общества, само по себе не может опровергнуть установленный судебными инстанциями факт того, что источником загрязнения является общество, который подтвержден имеющейся в деле совокупностью доказательств. Кроме того, как следует из материалов дела, отбор проб воздуха был произведен специалистами на разных территориальных участках в разный временной промежуток, что вопреки доводам жалобы не исключает изменение концентрации вредных веществ под воздействием внешних факторов.
Установление источника образования взвешенных веществ в атмосферном воздухе входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей, рассматривающим дело. Данный вопрос к компетенции эксперта не относится.
При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), дело рассматривается в отношении конкретного лица и в ходе рассмотрения дела устанавливается вина именно этого лица.
То обстоятельство, что в результате проверки доводов обращения гражданина уполномоченным должностным лицом выявлены признаки события административного правонарушения по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении по указанной норме и определено провести административное расследование в отношении конкретного лица - ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" не свидетельствует о заинтересованности и предвзятости должностных лиц административного органа.
Доводы жалобы о недоказанности вины общества в нарушении санитарных норм и правил со ссылкой на лабораторные исследования и расчеты, проведенные в 2019 году и после возбуждения дела об административном правонарушении по настоящему делу, не опровергают наличие выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении требований санитарных правил, допущенных со стороны предприятия, а также выводов судебных инстанций о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения.
Ссылки жалобы на наличие признаков административного правонарушения в действиях иных юридических лиц, а также на вину этих лиц в превышении загрязняющих веществ на придомовой территории многоквартирного дома не влияют на правильность выводов судебных инстанций о том, что превышение среднесуточной концентрации по взвешенным веществам в атмосферном воздухе явилось следствием нарушения обществом санитарных норм и правил.
Наличие предполагаемой вины иных лиц в нарушении санитарных правил и норм, вопреки доводам жалобы, не подлежит обсуждению в рамках данного дела, поскольку по смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 названного Кодекса, при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющаяся в деле совокупность доказательств является достаточной для принятия обоснованного и законного решения по делу.
Отбор проб атмосферного воздуха произведен уполномоченным должностным лицом административного органа на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 25 февраля 2020 года также в рамках административного расследования по настоящему делу, при отборе присутствовал законный представитель общества, понятые, специалисты и представители экспертных организаций АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике", обладающих специальными познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применении технических средств. По результатам отбора проб атмосферного воздуха составлены соответствующие протоколы, где зафиксировано место и время совершения процессуальных действий, данные и подписи всех участников, в том числе понятых. Пробы, взятые на содержание вредных химических веществ, упакованы в индивидуальные камеры для взятия проб и образцов и фильтры, обклеены ярлыком для обеспечения сохранности, упакованы и заверены подписями понятых.
Оснований полагать, что при взятии проб и образцов должностными лицами административного органа допущены нарушения, не имеется.
Экспертное заключение N подготовлено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" на основании определения должностного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 25 февраля 2020 года в рамках проведения административного расследования по настоящему делу, эксперт предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, о чем отобрана расписка, экспертиза проведена на основании представленных административным органом материалов, эксперт ответил на все поставленные перед ним вопросы, выводы эксперта последовательны, логичны, не содержат каких либо противоречий. Экспертное заключение оценено в совокупности с иными собранными по делу доказательствами и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
В целом доводы жалобы, в том числе о том, что придомовая территория многоквартирного дома не входит в зону влияния выбросов общества и не находится на ее границе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО "Ижевский завод кирпича и керамзита" в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При пересмотре дела судьей Верховного Суда Удмуртской Республики дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод кирпича и керамзита" оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 в интересах общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод кирпича и керамзита" - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.