Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу защитника С.Р.Р., действующего на основании ордера в интересах общества с ограниченной ответственностью "Социальные системы" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Сердце Гармонии"), на вступившие в законную силу постановление судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сердце Гармонии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Сердце Гармонии" (далее по тексту - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник С.Р.Р. просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части назначенного наказания, применив положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2013 года N 131.
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации, устанавливают СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65.
Санитарные Правила 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организацией социального обслуживания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 69, устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Национальный календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года N 125-H.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан установлен факт нарушения Обществом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: не обеспечена изоляция и госпитализация больных с подозрением на новую коронавирусную инфекцию А.Н.Х. ("адрес"), М.З.М. ("адрес"), К.Г.М. ("адрес"), П.Н.А. ("адрес"); при регистрации случая заболевания ОРВИ среди проживающих в пансионатах пожилых людей отпущены на дом сотрудники пансионата: сиделки П.Т.Ю, А.Г.В. ("адрес"), Г.Ю.П, В. ("адрес"), П. ("адрес"); нарушены сроки нахождения в изоляторе по "адрес" вновь поступающих лиц на период медицинского наблюдения: Н.К.Т. (находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), журнал учета находящихся в изоляторе лиц отсутствует; для 4-х пансионатов организован лишь один изолятор по "адрес"; состоящий из одной палаты на 6 коек (общей для мужчин и женщин), что не позволяет одновременно находиться, в нем людей разного пола; отсутствуют документы, подтверждающие проведение экстренной профилактики (профилактические лечения) проживающих лиц и персонала, контактировавших с больными с подозрением на новую коронавирусную инфекцию; прием на содержание пожилых лиц в пансионаты осуществляется без результатов обследования на группу возбудителей кишечных инфекций, дифтерию, ИППП, сведений о профилактических прививках, справки об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания; не представлена медицинская карта на П.Н.А. ("адрес"); отсутствуют сведения о прохождении периодического медицинского осмотра у директора О.С.Я, заместителя директора О.А.Я.; истек срок прохождения медицинского осмотра у сотрудников Обуховой, В.М. ("адрес"); отсутствуют сведения о профилактических прививках против гриппа в предэпидемический период 2019-2020 г..г. у всех сотрудников пансионата; во всех пансионатах термометрия проживающих и персонала проводится 1 раз в день (при необходимости 2 раза в день); не проводится
обеззараживание воздуха в комнатах пребывания больных с подозрением на новую коронавирусную инфекцию: А.Н.Х. ("адрес"), М.З.М. ("адрес"), П.Н.А. ("адрес"); не представлены соответствующие документы о регистрации в установленном порядке и разрешении к применению используемых бактерицидных облучателей, не ведутся журналы регистрации и контроля работы бактерицидных установок; имеющееся в наличии количество дезинфицирующих средств не позволяет ежедневно проводить в полном объеме дезинфекционные мероприятия всех помещений и оборудования пансионатов в целях предупреждения гриппа и ОРВИ; на применяемые дезинфицирующие средства не представлены документы, подтверждающие их регистрацию в установленным порядке (свидетельство о государственной регистрации, декларацию о соответствии, инструкцию по применению), рабочие растворы дезинфицирующих средств готовятся без учета инструкции по их применению; выявлены дезинфектанты с истекшим сроком годности (Астера, Ника-2); на ёмкостях с рабочими растворами дезинфицирующих средств отсутствуют чёткие надписи с указанием названия средства, процентной концентрации растворов, даты приготовления и предельного срока их годности; чистка и дезинфекционная обработка санитарно-технического оборудования (раковин) проводится без использования щеток; обеззараживание использованных клеенок, белья проводится без полного погружения в раствор дезинфицирующего средства; отсутствует запас средств индивидуальной защиты для сотрудников (медицинские маски, перчатки) в пансионатах по адресам: "адрес"; не ведется учет инфекционной и паразитарной заболеваемости среди проживающих лиц и сотрудников, отсутствует журнал учета инфекционных заболеваний (ф.N060/у); отмечается недостаточная обеспеченность пансионатов уборочным инвентарем, не предусмотрен отдельный уборочный инвентарь для уборки санузлов, отсутствует маркировка уборочного инвентаря для проведения ежедневных текущих уборок в помещениях с учетом функционального назначения помещений; не представлена
программа производственного контроля и план-график лабораторно-инструментальных исследований; не обеспечено раздельное хранение личной и спецодежды персонала; не обеспечено раздельное хранение грязного и чистого белья; не представлены документы, подтверждающие проведение камерной дезинфекционной обработки мягкого инвентаря.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Общества квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Имеющие правовое значение доводы, в том числе о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах. Не согласиться с данными выводами оснований не имеется.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с выводами, изложенными в состоявшихся по делу судебных актах, и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Постановление о привлечении Общество к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июня 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сердце Гармонии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника С.Р.Р. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.