Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колесниковой Е.В, судей Ивановой Н.А, Якушевой Е.В, при секретаре Рахманиной А.А, с участием:
осужденных Ишкинина Р.Г, Мурзагалиева Ш.Ш, защитника-адвоката Мамаева А.А, прокурора Казанцевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Ишкинин Р.Г. на приговор Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Е.В, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы осужденного Ишкинина Р.Г, выступление осужденного Ишкинина Р.Г, адвоката Мамаева А.А. и осужденного Мурзагалиева Ш.Ш. поддержавших доводы жалобы, прокурора Казанцевой Т.В, об отмене приговора и возвращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, судебная коллегия
установила:
по приговору Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года
Ишкинин Р.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, ранее судимый:
- 03 декабря 2015 года приговором Кугарчинского межрайонного суда РБ по п. "а" ч.2 ст. 166 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;
- 17 октября 2016 года приговором Кугарчинского межрайоного суда РБ по п.п. "а, б, в" ч.2 ст. 158 УК РФ, п. "а" ч.3 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, ст. 70 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Постановлением от 06 марта 2018 года неотбытая часть наказания заменена на исправительные работы на 10 месяцев 10 дней с удержанием из 15 % заработка в доход государства. Постановлением от 17 января 2019 года неотбытая часть наказания в виде исправительных работ заменена на 3 месяца лишения свободы. Освобождён 16 апреля 2019 года по отбытию срока наказания;
осужден по п. "а" ч.2 ст.166 УК РФ к 2 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мурзагалиев Ш.Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, ранее судимый:
- 31 октября 2018 года приговором мирового судьи судебного участка N 3 по г. Салават РБ по ч.1 ст. 139 УК РФ, ч. 1 ст. 139 УК РФ, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 9 месяцам исправительный работ с удержанием 5 % из заработка в доход государства. Постановлением от 01 августа 2019 года заменен неотбытый срок наказания на лишения свободы сроком на 3 месяца с отбыванием в колонии-поселении;
осужден по п. "а" ч.2 ст.166 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором разрешены вопросы о мере пресечения, сроке отбывания наказания, зачете срока содержания под стражей, судьбе вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
Приговором суда Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш. признаны виновными в совершении неправомерного завладения автомобилем без цели хищения (угон), совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Преступление совершено 31 августа 2019 года в "адрес" Республики Башкортостан при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Ишкинин Р.Г. не оспаривая вину и квалификацию действий, выражает несогласие с назначенным наказанием, считая его чрезмерно суровым. Указывает, что при назначении наказания суд неверно установилопасный рецидив преступлений, так как он был осужден к реальному отбыванию наказания один раз, поэтому в его действиях содержится простой рецидив преступлений. Кроме того, указывает, что суд в качестве смягчающего обстоятельства не учел наличие у него тяжелого заболевания. Просит изменить приговор, смягчить назначенное наказание.
В возражениях исполняющий обязанности прокурора Зианчуринского района Республики Башкортостан Янбеков Т.М. просит приговор оставить без изменения, а жалобу осужденного без удовлетворения.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав выступления участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены либо изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу установлены.
В силу ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Уголовное дело пересматривается также в отношении Мурзагалиева Ш.Ш. приговор в отношении которого никем не обжалован.
В силу положений ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
При осуждении Ишкинина Р.Г. и Мурзагалиева Ш.Ш. за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст.166 УК РФ, судом первой инстанции были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию, в том числе, событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.
Согласно пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении указывается существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировка предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за данное преступление.
В соответствии со ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления.
Судом Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш. признаны виновными в совершении неправомерного завладения автомобилем без цели хищения (угон), совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора, суд при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, указал, что 31 августа 2019 года, около 12.00 часов Ишкинин Р.Г, находясь в домовладении N, расположенном по "адрес" "адрес" "адрес" по предварительному сговору с Мурзагалиевым Ш.Ш, воспользовавшись отсутствием внимания посторонних лиц, умышленно, из корыстных побуждений, без цели хищения, неправомерно завладели автомобилем марки HUNDAI ELANTRA государственный регистрационный знак N, принадлежащий И.Д.И. и совершили угон указанного транспортного средства.
Как следует из постановлений о привлечении в качестве обвиняемых и обвинительного заключения, предъявляя Ишкинину Р.Г. и Мурзагалиеву Ш.Ш. обвинение, органы предварительного расследования также изложили преступное деяние в совершении которых обвиняются Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. По смыслу положений ст. 35 УК РФ при описании преступного деяния должно быть указано какие конкретные действия, составляющие объективную сторону преступления, совершены каждым из соучастников.
Однако в нарушение пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ и пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, а также ст. 307 УПК РФ постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение, а также описательно-мотивировочная часть приговора не содержат описание преступного деяния, совершенного каждым из осужденных, не указаны их конкретные действия и цель, а также не содержат указания на все имеющие уголовно-правовое значение действия, которые были совершены каждым из осужденных и составляющие объективную сторону преступления.
С учетом, изложенного, данное обвинительное заключение составлено с нарушением требований ст. 73 УПК РФ, что исключает возможность постановления приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основании данного заключения.
Суд, осуществляющий судебную власть на основе состязательности и равноправия сторон, не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты, а лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
Обвинительный приговор подлежит отмене с возвращением уголовного дела прокурору, если при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке будут выявлены обстоятельства, указанные в пункте 1 части 1 ст. 237 УПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что приговор суда в отношении Ишкинина Р.Г. и Мурзагалиева Ш.Ш. подлежит отмене, а уголовное дело в порядке пункта 1 части 1 ст. 237 УПК РФ подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции, отменяя приговор и апелляционное постановление, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом первой или апелляционной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела, то доводы, указанные в кассационной жалобе осужденного Ишкинина Р.Г, подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
Принимая во внимание, что Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш. обвиняются в совершении тяжкого преступления, с учетом данных о личности Ишкинина Р.Г. и Мурзагалиева Ш.Ш, всех заслуживающих внимание по делу обстоятельств, поскольку Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш находясь на свободе, могут продолжить заниматься преступной деятельностью, а также скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, судебная коллегия в соответствии со статьями 97, 108, 255 УПК РФ полагает необходимым избрать им меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на три месяц, то есть до 11 февраля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 108, п. 3 ч. 1 ст. 401.14- 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года в отношении осужденных Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш. - отменить и уголовное дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ возвратить прокурору Зианчуринского района Республики Башкортостан для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Избрать Ишкинин Р.Г. и Мурзагалиев Ш.Ш. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца, то есть до 11 февраля 2021.
Кассационную жалобу осужденного Ишкинина Р.Г. оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.