Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Попова О.В, судей Назинкиной Н.В, Плисяковой О.О, при секретаре Марфиной А.А, с участием: осужденной Ильясовой Р.И, защитника - адвоката Старшиновой Е.А, прокурора Толмосова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе защитника Шарнина П.П. в интересах осужденной Ильясовой Р.И. на приговор Советского районного суда г. Казани от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Попова О.В, изложившего обстоятельства дела, содержание вынесенных судебных решений, выступление осужденной Ильясовой Р.И. и защитника Старшиновой Е.А. в поддержание доводов кассационной жалобы, мнение прокурора Толмосова И.В. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
По приговору Советского районного суда г. Казани от 20 февраля 2020 года
Ильясова Р.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", гражданин РФ, судимая:
1) 25 июня 2013 года по ч.3 ст. 159 УК РФ (4 преступления), ч.2 ст.159 УК РФ (2 преступления), на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобожденная 15.04.2016 года по отбытии срока наказания;
2) 19 апреля 2017 года по ч.2 ст.159 УК РФ (2 преступления), на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года, осуждена по ч.3 ст.159 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 19 апреля 2017 года, и в соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору от 19 апреля 2017 года ей назначено окончательное наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок наказания времени содержания Ильясовой Р.И. под стражей в период с 20.02.2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета 1 день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Производство по гражданскому иску М.Н.А. прекращено.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 мая 2020 года приговор в отношении Ильясовой Р.И. оставлен без изменения.
Приговором суда Ильясова Р.И. признана виновной в хищении имущества М.Н.А. путем обмана и злоупотребления доверием, совершенном в крупном размере (в сумме 1000000 рублей).
Преступление совершено 14 февраля 2018 года в г. Казани при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе защитник Шарнин П.П. в интересах осужденной Ильясовой Р.И. оспаривает состоявшиеся по делу судебные решения в части назначенного наказания, указывая на то, что суд при назначении наказания Ильясовой Р.И. не учел должным образом признанные им смягчающие обстоятельства, лишь формально отразив их в приговоре. Указывает на то, что Ильясова Р.И. полностью признала свою вину, написала чистосердечное признание, дала признательные показания, раскаялась в содеянном, в дальнейшем активно способствовала расследованию преступления, избранную меру пресечения не нарушала, от дачи показаний не отказывалась, что свидетельствует о полном раскаянии в содеянном, о стремлении к исправлению.
Кроме того, ссылается на то, что осужденная к административной ответственности не привлекалась, на учетах у нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства и месту отбывания наказания характеризуется положительно. В судебном заседании потерпевшая заявила об отказе от претензий и от гражданского иска к Ильясовой Р.И, просила не лишать ее свободы. По мнению защитника, указанные обстоятельства свидетельствуют об исключительности и существенно уменьшают общественную опасность совершенного Ильясовой Р.И. деяния.
Обращает внимание на заболевания Ильясовой Р.И, полагает, что суд не рассмотрел вопрос об освобождении ее от наказания в связи с болезнью в соответствии с ч.2 ст.81 УК РФ, не дал оценку соответствия имеющихся у осужденной заболеваний указанным в Постановлении Правительства РФ от 06.02.2004 года N 54.
Просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения и передать уголовное дело на новое рассмотрение.
Выслушав стороны в судебном заседании, изучив материалы уголовного дела и проверив по ним доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По настоящему делу таких нарушений закона не допущено.
Выводы суда о виновности Ильясовой Р.И. в мошенническом хищении денежных средств М.Н.А. не оспариваются в кассационной жалобе, соответствуют установленным в приговоре фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения прав участников уголовного судопроизводства, или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, ни в ходе досудебного производства, ни при рассмотрении уголовного дела судом, не установлено.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела действиям осужденной дана правильная юридическая оценка.
Доводы жалобы о допущенных судом нарушениях закона при назначении осужденной наказания судебная коллегия находит необоснованными.
Наказание Ильясовой Р.И. назначено судом в соответствии со ст. ст. 6, 43, 60, ч.3 ст.68 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, конкретных обстоятельств дела, всех обстоятельств, смягчающих наказание.
Вопреки мнению защитника, суд признал смягчающими наказание Ильясовой Р.И. обстоятельствами и в полной мере, избегая при этом формального подхода, учел при назначении наказания ее чистосердечное признание, полное признание вины и раскаяние в содеянном, полное возмещение причиненного ущерба принесение извинений потерпевшей, престарелый возраст, ее болезненное состояние здоровья и состояние здоровья ее близких родственников, наличие у нее глаукомы 4 степени.
При назначении наказания суд также принял во внимание данные о личности Ильясовой Р.И, которая к административной ответственности не привлекалась, на учете у нарколога и психиатра не состояла, по месту жительства характеризовалась удовлетворительно, по месту отбывания наказания - положительно.
Все обстоятельства, смягчающие наказание осужденной, судом установлены.
Иных смягчающих обстоятельств, подлежащих безусловному учету при назначении наказания, но неустановленных судом или неучтенных им в полной мере на момент постановления приговора, по делу не усматривается.
Вопреки утверждениям защитника, у суда не имелось оснований для признания смягчающим наказание обстоятельством активного способствование расследованию преступления, ввиду отсутствия такового по делу.
Мотивы решения всех вопросов, касающихся назначения наказания, в том числе необходимости назначения Ильясовой Р.И. наказания в виде реального лишения свободы, отмены ей условного осуждения по приговору от 19 апреля 2017 года, отсутствия оснований для применения положений ст. ст. 64 и 73 УК РФ, в приговоре приведены.
С учетом фактических обстоятельств преступления, степени его общественной опасности, наличия отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений, оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ у суда не имелось.
Назначенное осужденной наказание отвечает принципу справедливости, соразмерно содеянному, и признать его чрезмерно суровым нельзя.
Установив в действиях Ильясовой Р.И. рецидив преступлений, суд тем не менее применил положения ч.3 ст.68 УК РФ и назначил ей по ч.3 ст.159 УК РФ наказание в виде 1 года лишения свободы без учета рецидива, в размере менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Вид исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы Ильясовой Р.И. назначен в соответствии со ст.58 УК РФ и является правильным.
Судебная коллегия полагает, что отсутствие в приговоре оценки имевшихся у Ильясовой Р.И. заболеваний как препятствующих отбыванию наказания в местах лишения свободы и нерассмотрение судом вопроса об освобождения ее от наказания в связи с болезнью не является существенным нарушением закона, влекущим отмену или изменение приговора в кассационном порядке. Состоявшиеся по делу судебные решения не лишают осужденную права обратиться в соответствии с п.6 ч.1 ст.397 УПК РФ в суд по месту отбывания наказания с ходатайством об освобождении от наказания в связи с болезнью в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных решений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Советского районного суда г. Казани от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 мая 2020 года в отношении Ильясовой Р.И. оставить без изменения, кассационную жалобу защитника Шарнина П.П. в интересах осужденной Ильясовой Р.И. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.