Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Ульяновского областного суда от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года по административному делу N 3а-154/2020 по административному исковому заявлению Курушина В.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Курушин В.Н. обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в обоснование требования, что он является инвалидом первой группы, вынужден передвигаться с помощью кресла-коляски, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 августа 2018 года на ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" возложена обязанность обеспечить его креслом-коляской с электроприводом комнатной с регулировкой от пульта управления.
Решение обращено к исполнению, определением суда от 1 марта 2019 года произведена замена должника на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, по заявлению последнего определением суда от 9 августа 2019 года должнику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 15 октября 2019 года, однако на время обращения в суд с административным иском решение суда не было исполнено.
Изложенные обстоятельства, по мнению административного истца, указывают на превышение разумных сроков исполнения судебного акта.
Решением Ульяновского областного суда от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года, административный иск удовлетворен частично, постановлено взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Курушина В.Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты" рублей.
В кассационной жалобе, поданной 27 ноября 2020 года, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 7 декабря 2020 года, Министерство финансов Российской Федерации просит отменить судебные постановления, приводит доводы о том, что заявителем нарушен порядок обращения в суд с учетом того, что должнику предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения до 15 октября 2019 года и ко времени обращения с административным иском не истек срок, установленный законом как шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта
Считает необоснованными ссылки суда апелляционной инстанции на то, что ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является в полной мере правопреемником ОГКУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" (ранее - ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске") относительно обязанности по исполнению судебного решения. Реорганизация не осуществлялась, в данном случае были переданы отдельные полномочия по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан технических средств реабилитации с 1 января 2019 года, таким образом, отделение Фонда социального страхования не несет ответственности за неисполнение судебного акта в период со 2 августа 2018 года по 18 июня 2019 года - дня, когда вступило в законную силу определение суда о замене должника - ОГКУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" на ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Возможность принятия мер для исполнения решения суда ограничена требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при этом отделение Фонда социального страхования действовало достаточно эффективно, предпринимало все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска, которым на областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" возложена обязанность обеспечить Курушина В.Н. техническим средством реабилитации, было вынесено 2 августа 2018 года, вступило в законную силу 10 сентября 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска возбуждено исполнительное производство с установлением должнику 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 марта 2019 года произведена замена должника на правопреемника - Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с отделением Фонда социального страхования было заключено соглашение о передаче сведений, необходимых для осуществления с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, по результатам исполнения которого Министерством были переданы соответствующие документы, в том числе реестры неисполненных на ДД.ММ.ГГГГ индивидуальных программ реабилитации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о замене должника исполнительного производства его правопреемником.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2019 года должнику ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 15 октября 2019 года.
Определением того же суда от 17 октября 2019 года в удовлетворении аналогичного заявления об отсрочке отказано.
Разрешая спор по настоящему административному делу, Ульяновский областной суд руководствовался положениями части 3 статьи 1, части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и правомерно указал на то, что Курушин В.Н. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, учитывая, что ко времени его обращения в суд период неисполнения решения суда составил 1 год 4 месяца 17 дней и действия по исполнению судебного акта нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.
Доводы кассационной жалобы о нарушении заявителем порядка обращения в суд, необоснованности его требования являлись ранее предметом подробного рассмотрения судебных инстанций и получили правильную оценку с тем указанием, что период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта, а присуждение компенсации не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, в частности, не зависит от отсутствия необходимых для исполнения денежных средств.
Судами приняты во внимание разъяснения, данные судам постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", норма части 4 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Судебное разбирательство по делу проведено объективно, всесторонне, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения административного дела обстоятельств. Судами учтены срок неисполнения решения суда, последствия и значимость нарушения права для административного истца, требования разумности и справедливости.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского областного суда от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.