Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц - связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2020 года по административному делу N 2а-3654/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 14 августа 2020 года, которым отказано в согласовании проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, возражения представителя административного ответчика ФИО5, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с уведомлением о проведении 19 августа 2020 года публичного мероприятия - пикетирования по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, около дома N 27 по Ленинскому проспекту.
14 августа 2020 года административный ответчик отказал в согласовании проведения публичного мероприятия в связи с невозможностью проведения публичных мероприятий, ссылаясь на Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (л.д. 4).
Полагая указанный отказ в согласовании проведения публичного мероприятия неправомерным, ФИО1 оспорил его в судебном порядке.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 28 декабря 2020 года, ФИО1 просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение своего конституционного права на проведение публичного мероприятия. При этом указывает, что ограничение такого права возможно лишь в силу требований федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", что не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Указанным законом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7), позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 12 августа 2020 года) на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности до 6 сентября 2020 года включительно.
На территории Республики Марий Эл до 6 сентября 2020 года включительно не допускается проведение публичных, спортивных, физкультурных, зрелищных, досуговых, развлекательных, выставочных, просветительских, рекламных и иных массовых мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции, руководствуясь названным правовым регулированием, пришли к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления правовых оснований для согласования административному истцу проведения публичного мероприятия, поскольку возможность проведения на территории города Йошкар-Ола Республики Марий Эл ограничена вышеприведенным нормативным правовым актом, принятым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл с связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусматривают возможность орган местного самоуправления отказать в согласовании проведения публичного мероприятия в случае, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.