Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-534/2020 по иску ФИО1 к Министерству социально-демографической политики Самарской области о защите права инвалида с 2003г. на меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 30.06.2003 года, в результате несчастного случая на производстве, он был признан инвалидом третьей группы, и в соответствии со ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) "О социальной защите инвалидов в РФ" как инвалид пользовался правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Поскольку в 2004 году была осуществлена реформа системы социального обеспечения в виде замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, истец считает, что Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области должно было обеспечить предоставление того же уровня льгот для инвалидов по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения.
На основании изложенного просил суд признать не предоставление ФИО1 ежемесячного пособия на плату проезда в общественном транспорте с 01.01.2005 и по настоящее время незаконным, нарушающим п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; признать ухудшение ФИО1 условий предоставления льгот, представлявшихся ему до 31.12.2004 года в натуральной форме, с 01.02.2017 года и по настоящее время незаконным, нарушающим ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""; признать недоступность ФИО1 по социальной карте муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам за транспорте общего пользования с 01.02.2017 года и по настоящее время незаконным, нарушением требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предоставлять ФИО1 меры социальной поддержки инвалидов и выплачивать ежемесячное пособие на оплату проезда общественном транспорте, устранить причины ухудшения условий предоставления льгот, представлявшихся ФИО1 до 31.12.2004 г..в натуральной форме, и обеспечить ФИО1 неограниченный проезд по социальной карте на всех видах городского пассажирского транспорта; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области компенсировать ФИО1 его убыток,
состоящий из фактических затрат на оплату социального проезда на городском пассажирском транспорте, начиная с 2005 года и по настоящее время; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выплатить ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 11 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 августа 2020 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить обжалуемые постановления.
Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции по состоянию на 31 декабря 2004 г.) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статья 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающая право бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, была признана утратившей силу с 01.01.2005 г. согласно статье 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
На основании этой же статьи Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ была введена статья 28.1. "Ежемесячная денежная выплата инвалидам", согласно которой инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Данная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи".
В целях исполнения положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в Самарской области принято постановление Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418, которым утверждено Положение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд в общественном транспорте отдельным категориям граждан, не отнесенным к федеральным и региональным льготополучателям.
Согласно данному Положению установлена ежемесячная денежная выплата на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте за счет средств областного бюджета в размере 270 рублей для граждан, не имеющих права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иной ежемесячной денежной выплаты по федеральному и областному законодательству.
Также Правительством Самарской области в целях обеспечения в области единого подхода к решению проблемы обслуживания транспортом общего пользования отдельных категорий граждан и пенсионеров Правительство Самарской области принято постановление от 02.02.2005 N15 "Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 признан инвалидом третьей группы.
Согласно справке серии МСЭ-2006 N 0009505834 от 15.06.07г. ФИО1 установлена третья бессрочная группа инвалидности по причине трудового увечья, первой степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Суды указали, что поскольку установленными по делу фактическими обстоятельствами подтверждается, что ФИО1 является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, то оснований для предоставления ему ежемесячной денежной выплаты на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418 - не имеется.
Между тем согласно Постановлению Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 "Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан", для отдельных категорий граждан установлено право льготного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на транспорте общего пользования исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области путем оплаты стоимости активации через сеть пунктов пополнения в размере 270 рублей. Число поездок, совершаемых с использованием социальной карты жителя Самарской области, составляет не более 90 поездок в месяц, за исключением случаев, установленных Правительством Самарской области.
К числу таких категорий граждан, относятся лица, указанные в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", т.е. инвалиды, получающие ежемесячную денежную выплату согласно данному Федеральному закону.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 28.04.2016 N 519 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в соответствии с которым установлен вид регулярных перевозок по каждому маршруту.
Перевозка граждан по маршрутам, согласно данному реестру, осуществляется как по регулируемым тарифам - с предоставлением всех видов льгот (в том числе с использованием электронных транспортных карт, карт школьника, студента, социальных карт жителя Самарской области), так и по нерегулируемым тарифам - без предоставления всех видов льгот (в том числе без использования электронных транспортных карт, карт школьника, студента, социальных карт жителя Самарской области).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что изменение законодательства в части предоставления мер социальной поддержки, в том числе по оплате проезда на транспорте общего пользования, нельзя расценивать как нарушение прав истца.
При этом нормативно - правовые акты Правительства Самарской области, предоставляющие льготы по проезду на транспорте общего пользования, и изданные в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не противоречат требованиям части 2 статьи 153 указанного Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.