Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Непопалова Г.Г, Ромасловской И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 сентября 2020 г. по гражданскому делу N 2-1817/2020 по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г.о. Тольятти о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения ФИО1, его и ФИО2 представителя Щипанова А.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г.о. Тольятти об оспаривании распоряжения заместителя главы администрации г.о. Тольятти от 20.02.2020 N 1101-р/5 об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указали, что они, как семья в составе двух членов включены в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно уведомлению администрации г.о. Тольятти, семья ФИО1 включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году.
12.12.2016 на основании заключенного договора N436943 с ПАО "Сбербанк России" они приобрели готовое жилье по адресу: "адрес", с участием средств точечного кредитования.
26.12.2017 ими заключен договор N перекредитования с параллельным заключением договора об ипотеке N от ДД.ММ.ГГГГ между АО "Агентство ипотечного жилищного кредитования".
20.02.2020 распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти N1101-р/5 истцу было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными слугами граждан РФ".
Не согласившись с принятым решением просили суд признать незаконным вышеуказанное распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти и обязать ответчика выдать истцу с составом семьи 4 человека, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 сентября 2020 г, исковые требования удовлетворены.
Постановлено: "Признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти N1101-р/5 от 20.02.2020 в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 с составом семьи 4 человека.
Обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, ФИО2 надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N 9162-р/4 от 27.08.2012 г. семья ФИО1 в составе двух человек признана нуждающейся в жилых помещениях и участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 гг.
В браке у ФИО1 и ФИО2 родились дети - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО "Сбербанк России" и ФИО1, ФИО2 заключен кредитный договор N, по условиям которого истцам предоставлены денежные средства в размере 2 040 000 рублей под 11, 539% годовых на срок 240 месяцев на приобретение квартиры по адресу: "адрес", обще площадью 70, 6 кв.м, с предоставлением в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору залога вышеуказанной квартиры.
В соответствии с п.3 Договора указанная квартира продана за 2550000 рублей, из которых 510 000 рублей - наличные денежные средства, а 2 040 000 рублей - средства кредита, предоставленного покупателям ПАО "Сбербанк России" по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности ФИО1, ФИО2 на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке (государственная регистрация N от ДД.ММ.ГГГГ). Залог (ипотека) в пользу ПАО "Сбербанк России" установлен N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 заключили с АО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" кредитный договор N, по условиям которого ФИО1, ФИО2 предоставлены заемные средства в размере 1 485 662 рубля 73 копейки под 11, 95% годовых с ежемесячным платежом 15 852 рубля.
Согласно п.3.4 кредитного договора, цель предоставления и использования заемных средств - погашение в полном объеме задолженности по целевому ипотечному кредиту, ранее предоставленному на основании кредитного договора N индивидуальные условия кредитования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1, ФИО2 и ПАО "Сбербанк России".
В соответствии с п.3.5 предмет ипотеки - квартира, находящаяся в залоге у кредитора в силу договора с даты государственной регистрации ипотеки квартиры в Едином государственном реестре недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО2 (залогодатели) и АО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (залогодержатель) заключен договор об ипотеке NДИ 6282-12/17.
Согласно п.1.1 договора об ипотеке залогодатели, являющиеся заемщиками по договору займа от 26.12.2017 N11242-12/17, заключенному в г. Самаре Самарской области между залогодателями и залогодержателем, в целях обеспечения принятых на себя по договору займа обязательств передают в ипотеку (залог) залогодержателю квартиру, находящуюся по адресу: "адрес", кадастровый номер N
К заявлению о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения истцы помимо иных требуемых документов представили, в том числе копии кредитных договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, договора об ипотеке от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 20.02.2020 N1101-р/5 ФИО1, с составом семьи 4 человека, отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с отсутствием в п.2 Правил соответствующего направления использования социальной выплаты: социальная выплата не может быть использована на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам, направленным на перекредитование ранее заключенных ипотечных кредитов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отказ администрации г.о. Тольятти в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения является не правомерным, и основан на формальном исполнении п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Перекредитование (рефинансирование) по своей природе носит тот же правовой смысл, что первоначальное кредитное обязательство, перекредитование направлено лишь на уменьшение процентной ставки. Кроме того, все нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, запрета на перекредитование (рефинансирование) ранее выданных ипотечных кредитов на приобретение жилья не содержат.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям предоставлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
В соответствии с условиями указанной подпрограммы, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из пункта 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.05.2016 N 466, от 30.12.2016 N 1562, от 30.12.2017 N 1710) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы.
В соответствии с пунктом 33 Правил основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
Поскольку суды установили, что истцы были признаны нуждающимися в жилых помещениях и участниками подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей", на момент обращения к ответчику истцами были представлены документы, подтверждающие факт приобретения жилого помещения за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены, выводы судов являются верными.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют основания для использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 Правил, поскольку в 2012 году, на момент признания семьи истца участницей, не усматривается факт наличия кредитного договора, как по сути, одного из условий признания семьи истца участницей подпрограммы, поскольку кредитный договор заключён гораздо позднее, в 2016 году, а после осуществлено перекредитование, также не предусмотренное Правилами, подлежат отклонению.
В пункте 2 Правил (в редакции до 01 января 2021 г.) указано, что социальная выплата может быть направлена: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В пункте 15 Правил перечислены документы, которые необходимо представить для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 Правил.
В пункте 15(1) данных Правил перечислены документы, которые необходимо представить для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил.
Между тем из данных Правил не следует, что постановка на учёт производится в зависимости от целей, на которые участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" планируют использовать социальную выплату.
Податель жалобы не ссылается на то, что истцы были поставлены на учёт для использования социальной выплаты в соответствии с конкретными подпунктами пункта 2 Правил.
При этом в направленном истцам уведомлении от 24.01.2020 г. разъясняется о необходимости предоставить документы в зависимости от основания использования выплаты.
При таких обстоятельствах отсутствие кредитного договора на дату включения истцов в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не свидетельствует об отсутствии у истцов права использовать социальную выплату для погашения задолженности по кредитному договору.
Доводы о том, что истцами осуществлено перекредитование, были предметов оценки судов предыдущих инстанций и обоснованно отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены обжалуемых актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Г.Г. Непопалов
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.