Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Семенцева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 г. по гражданскому делу N 2- 1403/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке о признании права на пенсию.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года (всего 6 лет 2 дня) работал и проживал в г..Жлобине Гомелевской области Республики Беларусь. В связи с достижением пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 54 года), в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обратился 13 апреля 2020 года в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии. Решением N3696699/20 от 24 апреля 2020 года в назначении пенсии ответчик отказал по тому основанию, что он проживал на территории другого государства. С решением пенсионного органа не согласен. Он действительно проживал на территории другого государства. Само по себе отсутствие населенного пункта в Перечне по причине нахождения этого населенного пункта не на территории Российской Федерации не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержи, предусмотренных Законом, поскольку обстоятельством, имеющим значение, является степень и характер радиоактивного загрязнения территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Он в период с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года работал на Белорусском металлургическом заводе г..Жлобина. В настоящее время является гражданином Российской Федерации. Город Жлобин Гомельской области был включен в перечень территорий зоны проживания с периодическим радиационным контролем (территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км), что подтверждается пунктом 3.1. Перечня территорий (населенных пунктов и других объектов) относящихся к зонам радиоактивного загрязнения утвержденных Постановлениями Кабинета Министров (совета Министров) Республики Беларусь от 01.06.1992г. N328, от 19.02.1996г. N116 и от 08.08.2002г. N1076.
Таким образом, г..Жлобин, в котором проживал истец, соответствует по характеристикам радиоактивного загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанной в Законе РФ от 15.05.1991 N1244-1. Учитывая, что он проживал и работал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом более 6 лет, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 он имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год. Кроме данной льготы он имеет право на 5-летнее снижение пенсионного возраста по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть путем сложения двух льгот имеет право на снижение пенсионного на шесть лет, то есть право выхода на пенсию по достижению 54-летнего возраста. Кроме того, как следует из смысла отказного решения, ответчик вообще не включил в страховой стаж период работы в г..Жлобин Белоруссии. С данной позицией ответчика он также не согласен по вышеуказанным основаниям.
Истец просил решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке Республики Башкортостан N3696699/20 от 24 апреля 2020 года "Об отказе в установлении пенсии" отменить; обязать ответчика зачесть в страховой стаж период работы на Белорусском металлургическом заводе г. Жлобин (Республика Беларусь) с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года, период работы (и проживания) на территории г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года, назначить ему страховую пенсию со дня достижения 54 летнего возраста, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.08.2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке от 24 апреля 2020 года N366599/20 "Об отказе в установлении пенсии" отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке зачесть в страховой стаж период работы ФИО1 на Белорусском металлургическом заводе г. Жлобин Республики Беларусь с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке зачесть ФИО1 в стаж необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" период работы и проживания на территории г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь с 16 мая 1989 года по 17 мая 1995 года.
Назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по указанному основанию, со дня достижения 54-летнего возраста, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных постановлений, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 13 апреля 2020 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением ответчика N366599/20 от 24 апреля 2020 года в назначении пенсии ФИО1 было отказано.
Согласно данному решению страховой стаж истца 30 л. 10 мес. 15 дн, стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 26 лет. 06 мес. 23 дн. Право на пенсию возникает в возрасте 55 лет.
По сведениям трудовой книжки, справки ОАО "Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга "Белорусская металлургическая компания" г. Жлобина Гомельской области от 04 марта 2020 г. N П/262 ФИО1 с 16 мая 1989 г. по 17 мая 1995 г. работал на Белорусском металлургическом заводе г. Жлобина Гомельской области.
Из справки КДЖЭУП "Жилкомсервис - два" г. Жлобина Гомельской области от 02 июня 2016 г, следует, что ФИО1 в период с 23 ноября 1993 г. по 22 мая 1995 г. проживал по адресу: "адрес"
Справкой Жлобинского районного исполнительного комитета Гомельского областного исполнительного комитета Республики Беларусь N254 от 19.11.2019 подтверждается, что город Жлобин Гомельской области был включен в перечень территорий зоны проживания с периодическим радиационным контролем (территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утв. постановлениями Кабинета Министров (Совета Министров) Республики Беларусь от 01.06.1992 N328, от 19.02.1996 N116, от 08.08.2002 N1076.
Удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции признал установленным, что в обозначенный истцом период, он проживал и работал на территории г. Жлобина Гомелевской области Республики Беларусь, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км, что соответствует "зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом", а потому на ФИО1 распространяются льготы по пенсионному обеспечению, установленные для лиц, проживавших на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренные статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Включая в страховой стаж ФИО1 период работы на Белорусском металлургическом заводе г. Жлобина Гомельской области с 16 мая 1989 г. по 17 мая 1995 г, суд первой инстанции исходил из того, что Договором от 24 января 2006 г, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, "О сотрудничестве в области социального обеспечения" регламентировано, что при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 4 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
На основании статьи 34 данного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В части 1 статьи11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 указано, что зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
В соответствии со статьёй 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Абзацем 1 пункта 3 Решения N 6 Высшего Совета Сообщества Беларуси и России "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы", принятого 22 июня 1996 г. установлено, что выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, и распространить на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан.
В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Вопреки доводам кассационной жалобы поскольку истец является гражданином Российской Федерации, в силу статей 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 он имеет право на назначение пенсии со снижением возраста в связи с проживанием и работы на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, при том, что с учётом законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь зона проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км, соответствует "зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом" и в соответствии с пунктом 100 Перечня, утверждённого приказом Минтруда от 28 ноября 2014 г. N 958н он представил подтверждающие документы.
Между тем доводы жалобы о том, что оснований для включения в страховой стаж периода работы с 16 мая 1989 г. по 17 мая 1995 г. не имелось, заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию. (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии со статьёй 23 указанного Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (пункт 1).
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2).
Таким образом Договор основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В нарушение вышеприведённых положений суд не установилв каком порядке истец обратился за назначением пенсии (по пункту 1 статьи 23 либо пункту 2 указанной статьи Договора), имелись ли основания для удовлетворения данных требований с учётом положений Договора, не дана оценка доводам пенсионного органа о том, что период 16.05.1989 г. по 31.12.1990 г. включён в страховой стаж ФИО1
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными в указанной части, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения и апелляционного определения в части удовлетворения требований ФИО1 о включении в его страховой стаж периода работы с 16 мая 1989 г. по 17 мая 1995 г. и направления дела в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 г. отменить в части удовлетворения требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецке Республики Башкортостан о включении в его страховой стаж периода работы с 16 мая 1989 г. по 17 мая 1995 г.
Направить в указанной части дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
С.А. Семенцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.