Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Непопалова Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Арутюняна Ашота Володяевича в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики "адрес" о признании права на льготы и компенсации.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия, установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики "адрес" о признании за ним права на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом ссылался на то, что он во время аварии на Чернобыльской АЭС в период с апреля 1986 года проходил срочную военную службу в воинской части 70425, был откомандирован в воинскую часть 62008, а затем в 33159, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭ ФИО4 истец был признан участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвали "адрес" группы, получившим заболевание в результате выполнения обязанностей во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этой связи ФИО1 получал социальные выплаты, предусмотренные законодательством Армении. Переехав в 2005 году на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, истец ДД.ММ.ГГГГ получил гражданство Российской Федерации. Однако до настоящего времени он не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку в 1987 году ему выдано удостоверение ненадлежащего образца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать за ним право на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики "адрес" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство социально-демографической и семейной политики "адрес" c заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство социально-демографической и семейной политики "адрес" отказало истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку сведения о прохождения службы в войсковой части N, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в военном билете отсутствуют; отметка в военном билете в разделе "особые отметки" об участии истца в ликвидации последствий аварии не содержит сведений о выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения.
Не согласившись с указанным отказом, ФИО1 обратился в суд с иском, согласно которому просил признать незаконным решение комиссии по оформлению и выдаче удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве социально-демографической и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика выдать соответствующее удостоверение, а также взыскать судебные расходы.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения комиссии по оформлению и выдаче удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве социально-демографической и семейной политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, об обязании выдать соответствующее удостоверение, о взыскании судебных расходов, оставлены без удовлетворения.
Также судом установлено, что представленные истцом в обоснование настоящего иска документы не подтверждают его право на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Так, архивная справка, выданная Министерством обороны Украины по архивным документам узел связи "Станица" войсковой части 33159, не содержит сведений о выполнении ФИО1 работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения, а указанные в справке населенные пункты УК "Станица", "адрес", вопреки утверждению истца, не входят в перечень населенных пунктов, расположенных в 30-км зоне отчуждения, утвержденный в дополнении N к постановлению кабинета министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ N.
В справках, выданных военным комиссариатом "адрес", не содержится сведений о выполнении ФИО1 работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения, данные справки выданы в 1993 году и 2018 году организацией, не принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, что не соответствует требованиям пункта 6 Порядка.
Из военного билета на имя ФИО1 следует, что в разделе "Прохождение действительной военной службы" указаны воинские части в/ч 14324 и в/ч 70425, в которых ФИО1 проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные воинские части не принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Сведений о прохождении ФИО1 службы в воинской части N, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в военном билете не имеется.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 13, 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом вышеизложенного, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании за ним права на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судебных инстанций и не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие настоящего закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно статье 8 указанного закона, зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до ДД.ММ.ГГГГ - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской, авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Также к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
В силу части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен Приказом МЧС России N, Минздравсоцразвития России N, Минфина России Nн от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N или N к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца документов, подтверждающих выполнение в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
В силу пункта 6 Порядка, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах. Данный перечень является закрытым.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн.
Согласно пункту 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.
В силу пункта 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы: удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы; о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф Приказом МЧС России N, Минздравсоцразвития России N, Министерства финансов России Nн от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
Поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 установлен не был, и в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказано, то выводы судов об отсутствии правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, установленных для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о незаконности вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
Доводы кассатора о неправильной оценке и неполном исследовании нижестоящими судебными инстанциями представленных в материалы дела доказательств, как направленные на переоценку установленных судом обстоятельств и собранных по настоящему делу доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При этом, вопреки утверждению заявителя представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были исследованы судом и оценены с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности и взаимосвязи в совокупности с другими доказательствами.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
По существу, доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО7
Судьи ФИО5
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.