Дело N 88-545/2021
г. Саратов 19 января 2021 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шеховцовой Ю.В, рассмотрел 19 января 2021 года гражданское дело по иску Расяева ФИО4 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании капитализированных повременных платежей
по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации
на апелляционное определение Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года, установил:
Расяев И.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании капитализированных повременных платежей.
Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 2 октября 2019 года по делу по иску Расяева И.И. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании капитализированных повременных платежей, постановлено: "Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Расяева И.И. ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 24 208 рублей 72 копеек, начиная с 1 июля 2019 года и до 25 июня 2032 года с последующей индексацией в порядке, установленной действующим законодательством".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 17 декабря 2019 года решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 2 октября 2019 года изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Расяева И.И. ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 24 208 рублей 72 копеек, начиная с 1 июля 2019 года и до 25 июня 2032 года в пределах суммы капитализированных платежей в размере 3 700 102 рубля 95 копеек".
6 мая 2020 года в Ленинский районный суд г. Н. Новгорода поступило заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Определением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 15 мая 2020 года Министерству финансов Российской Федерации отказано в удовлетворении ходатайства об изменении порядка и способа исполнения решения суда от 2 октября 2019 года по делу по иску Расяева И.И. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании капитализированных повременных платежей.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года определение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 15 мая 2020 года отменено. Вынесено новое определение, в соответствии с которым заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка исполнения решения удовлетворено. Изменен порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 2 октября 2019 года об удовлетворении исковых требований Расяева И.И. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании капитализированных повременных платежей, обязанность по его исполнению в виде производства выплат Расяеву И.И. капитализированных повременных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации просит об отмене апелляционного определения Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений, с учетом доводов кассационной жалобы, не установлено.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с положениями ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 203 ГПК РФ изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1). Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2020 года (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления об изменении порядка исполнения решения, исходил из того, что оснований для изменения способа и порядка исполнения решения суда не имеется, поскольку должник не представит суду доказательств каких-либо препятствий исключительного характера, в силу которых исполнение решения установленным способом и порядком затруднительно или невозможно.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Довод Фонда социального страхования Российской Федерации, что при разрешении заявления суд должен был обязать Министерство финансов Российской Федерации представить информацию о размере исполненных и не исполненных обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Расяеву И.И, является несостоятельным, так как пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.
Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Ю.В. Шеховцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.