Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-128/2020 по административному исковому заявлению Веселова Сергея Владимировича о признании недействительными результатов выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва и признании выборов несостоявшимися по апелляционной жалобе Веселова Сергея Владимировича на решение Белгородского областного суда от 23 октября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителей административного ответчика Избирательной комиссии Белгородской области - Камалова О.Р, Козлова Д.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
постановлением Белгородской областной Думы от 10 июня 2020 года N П/43-42-6 "О назначении выборов в Белгородскую областную Думу седьмого созыва", опубликованным 11 июня 2020 года в газете "Белгородские известия" N 062, на 13 сентября 2020 года назначены выборы в Белгородскую областную Думу седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области от 11 июня 2020 года N 124/1122-6 утверждён календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года (далее также - Календарный план).
Пунктом 142 Календарного плана мероприятий определена дата проведения голосования - 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
Избирательной комиссией Белгородской области принято постановление N 144/1302-6 "О применении форм организации досрочного голосования при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва в единый день голосования 13 сентября 2020 года" (далее также - Постановление N 144/1302-6), которым постановлено провести при проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва досрочное голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Даты (11 и 12 сентября), время и адреса, по которым проводится досрочное голосование в указанной форме, определены в приложениях N 1-6 к постановлению.
Постановление N 144/1302-6 размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.belgorod.izbirkom.ru.
Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области
N 148/1330-6 от 15 сентября 2020 года "О результатах выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу 13 сентября 2020 года" (далее - Постановление N 148/1330-6) выборы депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу на территории Белгородской области признаны состоявшимися, а результаты действительными.
15 сентября 2020 года Избирательной комиссией Белгородской области принято постановление N 148/1331-6 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва" (далее - Постановление N 148/1331-6), которым выборы депутатов Белгородской областной Думы 13 сентября 2020 года признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными. Пунктом 2 данного постановления установлено, что в Белгородскую областную Думу седьмого созыва избрано 50 депутатов, в том числе 25 по одномандатным избирательным округам и 25 по единому избирательному округу.
Постановление о результатах выборов официально опубликовано 18 сентября 2020 года в газете "Белгородские известия" N 092 (4942).
Веселов Сергей Владимирович (далее - административный истец) обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительными и отменить результаты выборов депутатов Белгородской областной Думы седьмого созыва, а выборы признать несостоявшимися.
Свои требования мотивировал тем, что являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы седьмого созыва, включенным в зарегистрированный единый список кандидатов избирательного объединения "Белгородское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по Грайворонской территориальной группе N 5.
Считает, что Постановление N 144/1302-6, которым были назначены дополнительные дни досрочного голосования - 11 и 12 сентября 2020 года, противоречит статье 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку принято позднее, чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Кроме того, указанное постановление определяло проведение досрочного голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населённых пунктах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Однако, досрочное голосование было применено абсолютно на всех избирательных участках, независимо от удалённости и труднодоступности. При подсчёте избирательных бюллетеней на многих избирательных участках бюллетени за все три дня голосования были смешаны, без отметок о досрочно проголосовавших, что не позволило выявить реальную волю избирателей.
Решением Белгородского областного суда от 23 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Веселов Сергей Владимирович просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, противоречащее установленным обстоятельствам по делу, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на позицию, изложенную в суде первой инстанции, а также указывая, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, подтверждающих нарушение действующего законодательства со стороны Избирательной комиссии Белгородской области и остальных избирательных комиссий по Белгородской области; суд предвзято отнёсся к нему как к истцу, не было предоставлено время для подготовки аргументированного ответа на возражения административного ответчика; судьёй проигнорировано требование о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы при принятии, в том числе Постановления N 148/1330-6 и Постановления N 148/1331-6; необходимо дать оценку действиям Белгородской областной прокуратуры и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые отказались давать оценку работе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в 2020 году.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Избирательной комиссией Белгородской области, прокуратурой Белгородской области представлены письменные возражения.
В судебном заседании представители административного ответчика Избирательной комиссии Белгородской области - Камалов О.Р. и Козлов Д.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец Веселов С.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Учитывая положения статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 32 определяет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Белгородской области гарантии избирательных прав граждан, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Белгородской области и в органы местного самоуправления устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Белгородской области от 1 апреля 2005 года N 182 (далее - Избирательный кодекс Белгородской области).
Согласно положениям части 1 статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области Избирательная комиссия Белгородской области является государственным органом Белгородской области, организующим подготовку и проведение выборов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, данным Законом Белгородской области, а также иными законами Белгородской области.
В соответствии со статьей 25 Избирательного кодекса Белгородской области избирательные комиссии: обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов на территории Белгородской области (часть 3); обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов (часть 6). Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Белгородской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, отзыва. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации (часть 12).
Избирательная комиссия Белгородской области в ходе подготовки и проведения выборов органов государственной власти Белгородской области обеспечивает на территории Белгородской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и данным Законом Белгородской области (подпункты 3, 27 пункта 9 статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области).
В силу пункта 10 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), вступившим с силу 23 мая 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон N 67-ФЗ.
Статья 65 Федерального закона N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 утверждён Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - Порядок досрочного голосования).
Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования; 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); 3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); 4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени (пункт 1.3 Порядка досрочного голосования).
Формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования, применяются в том числе при проведении основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года (пункт 1.4 Порядка досрочного голосования).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Постановление N 144/1302-6, предусматривающее проведение досрочного голосования, принято полномочным органом, при наличии оснований для его принятия, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права административного истца на участие в выборах, учитывая внесение изменений в Федеральный закон N 67-ФЗ Федеральным законом N 154-ФЗ, статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с пунктами 1, 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", требования пункта 10 статьи 20 данного Федерального закона, а также Порядок досрочного голосования (пункты 1.4, 1.5).
Вопреки доводам Веселова С.В, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об ошибочном суждении административного истца о нарушениях избирательного законодательства, выразившихся в досрочном голосовании на всех избирательных участках Белгородской области всех групп избирателей, избирательными комиссиями Белгородской области, учитывая содержание пункта 1.4 Порядка досрочного голосования.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Центральной избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 и утвержденный им Порядок не являются вышестоящими по отношению к нормам Избирательного кодекса Белгородской области, не может быть основанием к отмене решения суда, поскольку указанное постановление принято Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании положений пункта 16 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона N 154-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами, и в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона, обязательные для исполнения.
Отсутствие антикоррупционной экспертизы постановлений, принятых Избирательной комиссией Белгородской области, на которые ссылается в апелляционной жалобе административный истец как на основание для отмены обжалуемого решения, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции и не является поводом для признания нормативного правового акта недействующим в части, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 1, статьёй 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" обязательность такой экспертизы законодательством не предусмотрена, не имеет правового значения для оценки законности Постановлений N 148/1330-6 и N 148/1331-6 о признании выборов состоявшимися, а результаты выборов действительными.
Процессуальных нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено.
Вопреки доводам жалобы, действиям Белгородской областной прокуратуры и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по отказу оценки работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в 2020 году, не могут быть проверены в рамках данного административного иска, это не входит в круг вопросов, относящихся к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке апелляционного производства.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную им в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, с которой нельзя не согласиться, доводы жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции верно установлено, что Постановление N 144/1302-6 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований о признании выборов несостоявшимися.
Поскольку нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белгородского областного суда от 23 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.