Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Семенец М.К, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Прокопенко Анатолия Владимировича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 29 июня 2020 г. (дело N 2а-222/2020) и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 25 августа 2020 г. по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Прокопенко А.В. об оспаривании решений федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения и выплате жилищной субсидии не в полном размере.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, а также доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 29 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 25 августа 2020 г, отказано в удовлетворении административного иска Прокопенко, в котором он просил признать незаконными решение ФГКУ "Северрегионжилье" от 4 марта 2020 г. N 1/2-15-62 об уменьшении норматива общей площади жилого помещения, определяемого для расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации (далее - жилищная субсидия) на 14, 57 кв. м и от 13 марта 2020 г. N в части предоставления субсидии с учетом такого уменьшения, а также возложить обязанность на должностное лицо принятые решения в указанной части отменить и осуществить соответствующую доплату жилищной субсидии.
В кассационной жалобе, поданной 24 ноября 2020 г, административный истец Прокопенко выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, полагая их незаконными, вынесенными с существенными нарушениями норм материального права, при неправильном определении судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы административный истец, повторяя доводы апелляционного обращения, настаивает на преюдициальном значении решений Североморского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2016 г. и 23 апреля 2019 г. по его административным искам об оспаривании действий жилищного органа при принятии его с членами семьи на жилищный учет.
При этом автор жалобы указывает, что судами в ходе рассмотрения дел, по итогам которых состоялись упомянутые судебные постановления, не оценивались обстоятельства, связанные со снятием его супруги в 2015 году с регистрационного учета по месту жительства её матери в контексте намеренного ухудшения жилищных условий. Данное обстоятельство, по мнению уволенного военнослужащего, необоснованно не было принято во внимание судебными инстанциями по настоящему административному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке Кассационным военным судом являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, в любом случае судебный акт подлежит безусловной отмене Кассационным военным судом в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Прокопенко досрочно уволен с военной службы 26 октября 2017 г. на основании подпункта "е. 1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом командира войсковой части N2 от 11 декабря 2017 г. N 466 он исключен из списков личного состава 6 января 2018 г.
При этом, будучи военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 30 мая 2016 г. N административный истец с составом семьи 3 человека ("данные изъяты") были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения в виде предоставления жилищной субсидии.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 4 марта 2020 г. N в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, внесены сведения об уменьшении норматива предоставляемой Прокопенко жилищной субсидии на 14, 57 кв. м, в связи с тем, что его супруга снялась с регистрационного учета 16 декабря 2015 г. из квартиры своей матери по адресу: "адрес 1", где она проживала, как член её семьи и на неё приходилась указанная площадь жилого помещения, то есть ухудшила свои жилищные условия. При этом срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) с указанной даты не истек.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 13 марта 2020 г. N административному истцу на состав семьи 3 человека предоставлена жилищная субсидия в размере "данные изъяты", с учетом уменьшения норматива её предоставления на 14, 57 кв. м по вышеуказанному основанию.
Также судами установлено, что Прокопенко в период с 2010 по 2018 год проходил военную службу по контракту в г. "данные изъяты", брак со своей супругой заключил 2 февраля 2013 г. и с декабря 2015 г. проживает со своими членами семьи по договору найма в квартире, принадлежащей его матери по адресу: "адрес 2".
Учитывая такие данные, суды, анализируя в оспариваемых судебных постановлениях положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ЖК РФ, а также Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, (далее - Правила) пришли к обоснованным выводам о правомерности оспоренных решений ФГКУ "Северрегионжилье".
В соответствии с пунктом 4 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии военнослужащему уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Поскольку супруга административного истца 16 декабря 2015 г. добровольно прекратила право пользования жилым помещением, в котором проживала, как член семьи своей матери, снявшись с регистрационного учета в её квартире и выехав из неё, своими действиями она ухудшила свои жилищные условия, отказавшись от пользования занимаемой площади жилого помещения, где на неё приходилось 14, 57 кв. м.
Учитывая, что на дату рассмотрения жилищным органом вопроса внесения сведений об уменьшения норматива общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии Прокопенко, то есть на 4 марта 2020 г, а также на дату её предоставления - 13 марта 2020 г. не истекло 5 лет после ухудшения его супругой жилищных условий, которые привели к уменьшению размера занимаемых ею жилых помещений, уменьшение норматива является правомерным.
Таким образом, доводы административного истца, изложенные в жалобе, в том числе о преюдициальном значении ранее принятых судебных постановлений, по существу повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с их выводами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при разрешении данного спора и влияли бы на законность принятых судебных актов, то есть, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов, в том числе безусловных, из представленных материалов и доводов жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, п.1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 29 июня 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 25 августа 2020 г, принятые по административному иску Прокопенко Анатолия Владимировича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 января 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.