Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Котовой А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-266/2020 по кассационной жалобе административного истца Бандурина Алексея Викторовича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Бандурина А.В. об оспаривании действий командира войсковой части N 2., связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений, поданных на неё, объяснения административного истца Бандурина А.В. и его представителя Цвигуна А.В, просивших удовлетворить кассационную жалобу, заключение прокурора Анчутина А.В, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
согласно решению Североморского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г, оставленному без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 15 октября 2020 г, Бандурину отказано в удовлетворении вышеназванного административного иска.
В кассационной жалобе, поданной 7 декабря 2020 г, административный истец, утверждая о нарушении судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование кассационной жалобы административный истец, ссылаясь на нормы ЖК РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывает на то, что он не мог быть исключён из списков личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства, так как своего согласия на это он не давал.
Кроме того, административный истец указывает на то, что решением жилищного органа с 25 мая 2020 г. он был принят на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства - в г. "данные изъяты".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что Бандурин, проходивший военную службу в войсковой части N 1, в соответствии с приказом командира войсковой части N 2. от 5 декабря 2019 г. N 93 уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 мая 2020 г. вышеназванный приказ был признан незаконным, и на командира воинской части возложена обязанность по его отмене.
Во исполнение данного решения приказом командира войсковой части N 2. от 15 мая 2020 г. N 44 приказ от 5 декабря 2019 г. N 93 в отношении Бандурина был отменен, а последний досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Перед изданием вышеуказанного приказа 15 мая 2020 г. командиром войсковой части N 1. была проведена беседа с Бандуриным, ходе которой последний выразил согласие с увольнением по вышеуказанному основанию и просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением.
Приказом командира войсковой части N 2. от 22 мая 2020 г. N "данные изъяты" Бандурин исключен из списков личного состава воинской части с 25 мая 2020 г.
После 15 мая 2020 г. административный истец обратился в жилищный орган с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении, в чём ему было отказано 26 июля 2020 г.
Отказывая административному истцу в удовлетворении требования о признании незаконным приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из положений ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, согласно которым установлен запрет на увольнение военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Таким образом, обеспеченность военнослужащих жилыми помещениями имеет значение только при проверке законности их увольнении с военной службы, что предметом рассмотрения по делу не являлось.
Поскольку Бандурин оспаривает приказ об исключении из списков личного состава части, законность которого не зависит от вопроса его обеспеченности его жилым помещением, то выводы судов о законности этого приказа следует признать обоснованными.
Кроме того, в соответствии с вышеприведёнными нормами материального закона признание жилищным органом Бандурина нуждающимся в жилом помещении 25 мая 2020 г, то есть после издания приказа о его увольнении с военной службы, не может поставить под сомнение законность его исключения из списков личного состава воинской части.
Вопреки мнению автора кассационной жалобы, суды исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую оценку, на основании которых верно установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного иска по существу, и на их основе сделали мотивированные выводы, обоснованность которых сомнений не возникает.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, которым судами дана надлежащая правовая оценка, выводы судов подробно и убедительно мотивированы со ссылками на нормы материального права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе для его безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 328, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Бандурина А.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 4 февраля 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.