Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Семенец М.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Исаева Николая Аркадьевича на решение Мурманского гарнизонного военного суда от 30 марта 2020 г. (дело N 2а-44/2020) и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 4 июня 2020 г, принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Исаева Н.А. об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления "данные изъяты" (далее - Пограничное управление) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на неё, Кассационный военный суд
установил
решением Мурманского гарнизонного военного суда от 30 марта 2020 г, Исаеву отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления, утвержденное его начальником 18 декабря 2019 г, оформленное протоколом от 13 декабря 2019 г. N 588, о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях с членами семьи, возложив обязанность на жилищный орган и должностное лицо отменить такое решение и восстановить с сыном и дочерью на указанном учете в избранном постоянном месте жительства в г. Мытищи Московской области в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 4 июня 2020 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 3 декабря 2020 г, административный истец Исаев, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, просит оспоренные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы её автор настаивает на собственном анализе обстоятельств дела и, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), статьи 51 и 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила учета) и Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила расчета субсидии), полагает, что суды необоснованно пришли к выводу о правомерности решения жилищного органа в снятии его с членами семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку в качестве формы обеспечения жильем им избрано право на получение жилищной субсидии.
По мнению Исаева, поскольку он и члены его семьи после отказа от приватизации ранее полученного жилого помещения от государства, сохранили право пользования им, оснований для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по избранному ими месту жительства для получения жилищной субсидии не имелось.
В письменных возражениях представитель Пограничного управления Вахренева И.Н, опровергая доводы кассационной жалобы, просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, в любом случае судебный акт подлежит безусловной отмене Кассационным военным судом в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Исаев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, уволен с военной службы, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, приказом начальника Арктического регионального пограничного управления "данные изъяты" от 6 сентября 2004 года N по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом командира войсковой части N от 14 марта 2007 г. N административный истец исключен из списков личного состава воинской части 31 марта 2007 г.
В период военной службы в феврале 1988 службы Исаеву с учетом членов его семьи на основании решения Исполнительного комитета Соломбальского района города Архангельска была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 50, 6 кв. м по адресу: "адрес" (далее - квартира).
В сентябре 2011 года истец заключил договор социального найма с муниципальным образованием "город Архангельск", согласно которому квартира передана в бессрочное пользование ему и членам его семьи (супруге и... детям).
Решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол N от 17 сентября 2002 г.) Исаев с составом семьи с 12 января 2001 г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы - г. Мытищи Московской области.
Решением того же уполномоченного органа от 17 июня 2004 г. (протокол N) Исаеву подлежал выдаче государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) для приобретения жилого помещения в Московской области. В качестве одного из оснований для принятия этого решения указывается на обязательства всех членов семьи истца о сдаче квартиры после получения ГЖС).
7 мая 2007 г. административный истец отказался от получения предоставленного ему ГЖС.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления "данные изъяты" от 15 мая 2008 года (протокол N) Исаев и члены его семьи вновь были признаны нуждающимися в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства - г. Мытищи.
При этом на основании заявления административного истца форма реализации его права на улучшение жилищных условий изменена с предоставления ГЖС на предоставление жилого помещения.
6 мая 2014 г. военнослужащий и члены его семьи вновь дали обязательство в Департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска о сдаче квартиры после получения жилого помещения в г. Мытищи или получения жилищной субсидии.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления "данные изъяты" от 10 марта 2015 года (протокол N) форма обеспечения истца жильём изменена на жилищную субсидию.
Решением жилищной комиссии жилищной комиссии Пограничного управления от 25 июня 2015 г. (протокол N) Исаеву на состав семьи "данные изъяты" человека была предоставлена жилищная субсидия в размере "данные изъяты", от которой он отказался, не согласившись с её размером.
23 января 2016 г. административный истец расторг брак со своей супругой ФИО
24 марта 2016 г. бывшая супруга административного истца приватизировала квартиру в свою собственность. При этом административный истец и его дети отказались от приватизации. В то же время по договору передачи квартиры в собственность бывшей супруги они сохранили право проживания в ней.
Решением жилищной комиссии жилищной комиссии Пограничного управления, оформленного протоколом от 13 декабря 2019 г. N 588 и утвержденного начальником Пограничного управления 18 декабря 2019 г, Исаев снят с сыном и дочерью с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства в г. Мытищи на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Жилищный орган пришел к такому выводу, поскольку административный истец и члены его семьи, отказавшись 2016 году от участия в приватизации квартиры в пользу третьего лица, утратили возможность его сдачи, в то же время, сохранив право пользования указанным жилым помещением, в котором на каждого проживающего приходится по 12, 65 кв. м, что превышало учетную норму жилого помещения как по избранному месту жительства в г. Мытищи - 8 кв. м, так и по месту жительства в г. Архангельске - 12 кв. м.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также учитывая положения статьи 15 Закона, статьи 51 ЖК РФ, а также Правила учета и Правила расчета субсидии судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о правомерности решения жилищного органа о снятии уволенного военнослужащего и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному им после увольнения месту жительства.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей настоящего Федерального закона.
При этом военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Вместе с тем в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 10 Правил учета не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В связи с этим, поскольку административный истец в 2016 году распорядился полученным ранее от государства жилым помещением, отказавшись от его приватизации в пользу бывшей супруги, то есть ухудшил свои жилищные условия, он не может быть признан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Данное обстоятельство позволяло жилищному органу снять административного истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному им месту жительства в г. Мытищи, так как в результате своих действий он утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Так, в соответствии с положениями статьи 15 Закона военнослужащие обладают правом реализовать свое право на жилое помещение в порядке, предусмотренном Законом, один раз. При этом, как видно из пункта 1 указанной статьи 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с Законом не только в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим военнослужащий, в том числе уволенный с военной службы, реализовав право об отказе в приватизации на основании Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", может улучшить свои жилищные условия только при наличии на то законных оснований. То есть, распорядившись предоставленным ему государством жилым помещением и, не имея возможности представить документы о его освобождении, он теряет право на улучшение своих жилищных условий в соответствии с Законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, поскольку Исаев ухудшил свои жилищные условия в результате отказа от приватизации ранее полученного от государства жилья судебные инстанции пришли к правильному выводу о правомерности его снятия с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному им месту жительства.
При этом суждения административного истца о том, что он не мог быть снят с такого учета, поскольку избрал форму обеспечения жильем в виде жилищной субсидии, являются несостоятельными.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 13 статьи 15 Закона таким препятствием являются обстоятельства, связанные с признанием военнослужащего в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Поскольку административный истец признавался нуждающимся в жилом помещении по избранному им месту жительства отличному от последнего места службы, указанных препятствий для снятия его с упомянутого учета не имелось.
В свою очередь, иные доводы административного истца по существу повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с их выводами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при разрешении данного спора, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 статьи 329 КАС РФ, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Таким образом, Кассационный военный суд не находит оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения обжалованных судебных актов, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, п.1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Мурманского гарнизонного военного суда от 30 марта 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 4 июня 2020 г, принятые по административному иску Исаева Николая Аркадьевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленный главой 35 КАС РФ, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 февраля 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.