Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Азизовой Камилы Наимжоновны на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 20 августа 2020 г. по административному делу N 2а-301/2020 об оспаривании "звание" Свиридовым Виталием Евгеньевичем решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, установил:
апелляционным определением окружного военного суда отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 г. об отказе в удовлетворении административного иска Свиридова.
В кассационной жалобе, поданной 11 декабря 2020 г, представитель административного ответчика просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
Она, давая собственное толкование нормам законодательства, регулирующим возникшие по данному делу спорные правоотношения, полагает, что судом апелляционной инстанции нарушены ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 29, 31, 50-52, 57 ЖК Российской Федерации, ст. 15, 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 7, 9 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280. При этом суд апелляционной инстанции необоснованно руководствовался утратившими силу Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335.
Поскольку Свиридов имеет в собственности жилое помещение общей площадью 36, 9 кв.м, расположенное по адресу: г "адрес", то не имеется оснований для удовлетворения его требований с учетом площади этого жилья, превышающей учетную норму, установленную как в г. "данные изъяты", так и в г. "данные изъяты", в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении административного дела судами в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и учтено, что Свиридов решением ДЖО МО РФ от 3 февраля 2020 г. N "данные изъяты" принят с 15 ноября 2001 г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания в г. "данные изъяты". В 2014 г. ему на состав семьи... человека ("данные изъяты") с учётом права военнослужащего на дополнительную общую площадь и имеющейся у него квартиры общей площадью 36, 9 кв.м в г. "данные изъяты" по вышеуказанному адресу в собственности, распределено жилое помещение общей площадью 87, 1 кв.м, по адресу: "адрес", с получением которой он согласился. Разрешая вопрос предоставления распределенной квартиры, жилищный орган пришел к выводу об обеспеченности Свиридова с членами семьи жилым помещением более учётной нормы, в связи с чем, сославшись на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, отказал в предоставлении распределенного жилья, снял административного истца с жилищного учёта.
Также установлено, что в квартире, имеющейся у административного истца в собственности в г. "данные изъяты", состоит на регистрационном учете и проживает его мать.
С учетом данных обстоятельств судом апелляционной инстанции правильно указано в обоснование решения об удовлетворении требований административного истца, что в соответствии с абз. 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Именно с учетом вышеприведенных обстоятельств суд, делая вывод о необходимости удовлетворения требований Свиридова, обоснованно применил положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 29 действовавшего до 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РСФСР о том, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, "данные изъяты" и "данные изъяты" городских Советов народных депутатов, а также требований Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 15 ноября 2001 г.), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80 о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат соответствующему учету.
При этом судом обоснованно обращено внимание на то, что в соответствии с п. 13 действовавшего до 24 мая 2003 г. Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе "данные изъяты", утвержденного постановлением "данные изъяты" городской Думы от 31.01.2001 г. N 12, нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 кв. м общей площади для отдельных квартир.
Часть 1 статьи 32 ЖК РСФСР определяла, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, а пункт 42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335, действовавших на 15 ноября 2001 г, устанавливал, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (подпункт "а" пункта 20).
Поэтому вывод о правомерности требований Свиридова, принятого на жилищный учёт до 1 марта 2005 г, следует признать правильным, поскольку он обеспечен с членами семьи с 2009 г. жилым помещением менее нормы предоставления, установленной в г. "данные изъяты".
При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о том, что основания для удовлетворения административного искового заявления Свиридова отсутствуют, является правильным.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таковых по делу не установлено.
Оснований к безусловной отмене обжалованного судебного акта согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС РФ также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 20 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Свиридова Виталия Евгеньевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Азизовой Камилы Наимжоновны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 февраля 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.