N 88-158/2021(N 88-2752/2020)
26 января 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И, судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л, при секретаре судебного заседания Орловой Е.В, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-55/2020 по кассационной жалобе представителя истца - федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее - Институт) - Шумана Евгения Романовича на решение Пермского гарнизонного военного суда от 21 мая 2020 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 8 сентября 2020 г. по иску начальника Института к бывшему военнослужащему Института "звание" Комиссарову Сергею Сергеевичу о привлечении его к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Пермского гарнизонного военного суда от 21 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 8 сентября 2020 г, начальнику Института отказано в удовлетворении иска о привлечении Комиссарова С.С. к ограниченной материальной ответственности в размере 30 889 руб. 10 коп. за ущерб, причиненный государству в период прохождения им военной службы.
В поданной 2 декабря 2020 г. кассационной жалобе представитель истца Шуман Е.Р. просит судебные постановления отменить ввиду нарушений судами норм процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок привлечения военнослужащего к материальной ответственности, положения Гражданского кодекса Российской Федерации и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что вопреки выводам судов срок привлечения ответчика к материальной ответственности не истек, поскольку течение срока следует исчислять с 29 июля 2019 г, то есть с даты утверждения начальником Института повторного административного расследования, которым установлен факт причинения ущерба и вина конкретных лиц.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 1 ст. 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что "данные изъяты" Института Комиссаров С.С. входил в состав жилищной комиссии и под его председательством указанным жилищным органом 9 ноября 2012 г. "звание" С... на состав семьи... человек распределена однокомнатная квартира общей площадью 44, 6 кв.м (вместо 36 кв.м).
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15 октября 2014 г, оставленным без изменения апелляционным определением Пермского краевого суда от 28 января 2015 г, за С. в порядке приватизации признано право собственности на вышеуказанную квартиру без оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления жилья.
Согласно акту ревизии финансово - хозяйственной деятельности Института от 11 февраля 2016 г. жилое помещение, необоснованно передано С. в собственность сверх установленных норм на 8, 6 кв.м, размер ущерба составил 370 674 руб. 87 коп.
По данному факту заместителем начальника Института проведено административное расследование, утвержденное 9 февраля 2016 г. начальником Института, по результатам которого принято решение не отражать сумму предполагаемого ущерба в бюджетном учете в связи с отсутствием правовых оснований, так как передача жилого помещения в собственность С. состоялась в порядке исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
На основании заключения Управления финансового контроля и аудита войск национальной гвардии Российской Федерации от 29 июля 2019 г. проведено повторное административное расследование, в котором вновь разрешен вопрос об определении размера ущерба, причиненного каждым из членов жилищной комиссии, в том числе ее председателем Комиссаровым С.С.
9 апреля 2020 г. начальник Института обратился в гарнизонный военный суд с исковым заявлением к Комиссарову С.С.
В соответствии с частью 4 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих") в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 4 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в отдельных случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
В соответствии с пунктом 1 ст. 7 ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба, этот срок в установленном порядке может быть продлен не более чем на 3 месяца.
Частью 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное дело, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из статей 3, 5, 7 ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" и пришли к обоснованному выводу, что повторное проведение командованием Института административного расследования по факту обнаружения ущерба само по себе не может служить основанием для продления срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности, а также, что исходя из представленных истцом доказательств, оснований для привлечения Комиссарова С.С. к материальной ответственности не имеется.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Иные доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании применимых норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что не может повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений при проверке в кассационном порядке их законности и обоснованности в соответствии с полномочиями суда кассационной инстанции и правилами, установленными в статье 379.6 и части 3 ст. 390 ГПК Российской Федерации. Эти доводы получили надлежащую оценку при рассмотрении апелляционной жалобы гражданского истца и правомерно отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене судебных постановлений согласно нормативным положениям части 4 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 ГПК Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 21 мая 2020 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 8 сентября 2020 г. по иску начальника федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" к Комиссарову Сергею Сергеевичу о привлечении его к материальной ответственности оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца Шумана Евгения Романовича - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 1 статьи 390.3 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение Кассационного военного суда изготовлено в полном объеме 26 января 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.