Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Караулова М.Г, судей Ноздрина В.С, Шаталова Н.Н, при ведении протокола секретарём судебного заседания Радченко О.Н, с участием:
прокурора Степановой О.Н, защитника осуждённого ФИО1 - адвоката Ивановой Л.И, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого ФИО1 на приговор Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 23 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 15 октября 2019 года, в соответствии с которыми
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в городе "адрес", несудимый, осуждён по:
части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (по факту хищения имущества ФИО8) к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
части 2 статьи 159 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО9) к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
части 2 статьи 159 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО10) к 1 году 4 месяцам лишения свободы;
части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 228 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы.
Окончательное наказание ФИО1 назначено на основании части 2 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения ФИО1 в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. В срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговора в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу определена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 15 октября 2019 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Караулова М.Г, выступление защитника осуждённого ФИО1 - адвоката Ивановой Л.И. мнение прокурора Степановой О.Н, судебная коллегия
установила:
приговором Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 23 августа 2019 года ФИО11 осуждён за 3 факта мошенничества, т. е. хищения чужого имущества путём обмана с причинением значительного ущерба гражданину, за покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный ФИО11 выражает несогласие с судебными актами, просит их изменить и снизить назначенное наказание с применением статьи 64 УК РФ. Оспаривает квалифицирующий признак преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств - его совершение группой лиц по предварительному сговору. Считает, что назначенное ему наказание является чрезмерно суровым.
В возражениях и. о. прокурора Советского района города Ростова-на-Дону Дворянинова Т.С. не соглашается с доводами жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, выслушав выступления сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных решений.
В соответствии со статьёй 401.15 УПК РФ основаниями для отмены или изменения приговора суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По смыслу статьи 401.1 УПК РФ во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 401.15 УПК РФ под законностью судебных решений как предметом судебного разбирательства в кассационном порядке следует понимать их соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов с учётом оснований, влекущих отмену или изменение судебного решения в кассационном порядке.
Исходя из толкования закона круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в суде апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности, на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания или применение иных мер уголовно-правового характера и на решение по гражданскому иску.
Нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход данного дела, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы осуждённого ФИО1 с изложением собственной оценки доказательств по делу, представляющейся ему правильной и являющейся его процессуальной позицией, по сути, не подлежат рассмотрению, поскольку предметом производства в суде кассационной инстанции является законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения судом норм уголовного и уголовно-процессуального права (вопросы права); вопросы же о правильности установления судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта) в силу статьи 401.1 УПК РФ не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Суждения осуждённого о незаконности приговора, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных в суде первой инстанции.
По смыслу закона в описательно-мотивировочной части приговора, исходя из положений пунктов 3, 4 части 1 статьи 305, пункта 2 статьи 307 УПК РФ, надлежит дать оценку всем исследованным в судебном заседании доказательствам как уличающим, так и оправдывающим подсудимого. При этом излагаются доказательства, на которых основаны выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, и приводятся мотивы, по которым те или иные доказательства отвергнуты судом.
Указанные положения закона судом при рассмотрении уголовного дела и вынесении обвинительного приговора в отношении ФИО1 полностью соблюдены.
Приведённый в приговоре анализ и оценка доказательств соответствует требованиям закона. Приговор по своему содержанию отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к нему; обвинительный уклон и односторонность, противоречивость в выводах суд не допустил.
Обстоятельства, при которых ФИО1 совершил преступления, и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по настоящему делу, в том числе наличие умысла и последствия преступлений, судом установлены правильно, выводы суда о его виновности с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, собранных на предварительном следствии, надлежащим образом исследованных в судебном заседании с участием сторон и подробно изложенных в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Какие-либо нарушения норм уголовно-процессуального закона при собирании доказательств, исследованных судом первой инстанции и приведённых в приговоре, органами предварительного следствия не допущены. Дело расследовано всесторонне, полно и объективно, все необходимые следственные действия выполнены.
Требования закона, предъявляемые к суду при рассмотрении им уголовного дела, соблюдены. Обстоятельства, которые бы могли повлиять на объективность выводов суда о виновности ФИО1, не выявлены.
Исследовав представленные доказательства, суд правильно оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для вынесения обвинительного приговора и в соответствии с положениями статьи 307 УПК РФ указал мотивы, по которым в основу своих выводов он положил одни доказательства и отверг другие. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований не согласиться с оценкой доказательств, а также с выводами суда первой инстанции, надлежащим образом мотивированными и не вызывающими сомнений в правильности.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемых преступлениях, который с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, собранных на предварительном следствии, надлежащим образом исследованных в судебном заседании с участием сторон и подробно изложенных в приговоре.
Нарушения прав осуждённого ФИО1 на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства не допущены.
Выводы суда в приговоре относительно фактических обстоятельств дела и доказанности вины осуждённого в совершении указанных преступлений соответствуют имеющимся доказательствам и являются обоснованными, они подробно мотивированы в приговоре, оснований сомневаться в их правильности не нахожу. Суд учёл все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действиям ФИО1 суд правильную юридическую оценку, верно квалифицировал их по пунктам части 2 статьи 159, части 2 статьи 159, части 2 статьи 159, части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 228 1 УК РФ. Квалифицирующие признаки преступлений нашли подтверждение. Основания для иной правовой оценки действий осуждённого отсутствуют.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, который не судим, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, вину признал, в содеянном раскаялся; обстоятельств, смягчающих наказание: наличия малолетних детей у виновного, явки с повинной, активного способствования расследованию и раскрытию преступления, частичного возмещения материального ущерба, причинённого преступлением (по факту хищения имущества ФИО10), наличия матери, являющейся инвалидом, состояния её здоровья; отсутствия отягчающих наказание обстоятельств; влияния назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни семьи.
Все смягчающие наказание и другие имеющие значение при назначении наказания обстоятельства судом учтены и приняты во внимание в полном объёме. Иные сведения, которые бы могли повлиять на вопросы назначения наказания, в рамках состязательного процесса суду не представлены.
Поскольку в силу статьи 43 наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений, суд пришёл к правильному выводу о том, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения целей наказания, обоснованно назначил ФИО1 наказание в виде лишения свободы с реальным его отбыванием, не усмотрев оснований для применения статьи 73 УК РФ, о чём привёл в приговоре мотивированные суждения. Решение суда о возможности исправления осуждённого только в условиях реальной изоляции от общества аргументированно в приговоре и является правильным.
При назначении наказания суд учёл положения части 1 статьи 62 УК РФ, а по факту покушения на незаконный сбыт и ограничения, указанные в части 3 статьи 66 УК РФ.
При этом суд не усмотрел оснований для назначения более мягкого вида наказания с применением статьи 64 УК РФ, поскольку не установилкаких-либо исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений.
Основания для применения положений части 6 статьи 15 УК РФ и изменение осуждённым категории совершённых им преступлений на менее тяжкую отсутствуют.
Назначенное ФИО1 наказание по своему виду и размеру как за каждое совершённое преступление, так и по их совокупности отвечает требованиям закона, соразмерно содеянному, данным о личности осуждённого и, следовательно, является справедливым.
Вид исправительного учреждения, в котором осуждённому надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы, судом назначен с учётом статьи 58 УК РФ.
В апелляционном порядке уголовное дело рассмотрено с учётом положений главы 45 1 УПК РФ, апелляционное постановление отвечает требованиям статьи 389.28 УПК РФ. Позиция осуждённого была заслушана и принята во внимание судом второй инстанции, тщательно проверена и получила соответствующую оценку. Выводы суда апелляционной инстанции по указанным доводам жалобы подробно изложены в апелляционном постановлении, приведённые судом аргументы убедительны и сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Существенные нарушения закона, которые путём лишения или ограничения прав участников судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путём повлияли бы на исход дела, исказили суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в том числе на выводы о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом справедливого наказания, судами по уголовному делу в отношении ФИО1 не допущены.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены состоявшихся судебных решений отсутствуют.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 389.28, пунктом 1 части 1 статьи 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осуждённого ФИО1 на приговор Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 23 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 15 октября 2019 года оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 401.3 УПК РФ настоящее кассационное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47? УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий М.Г. Караулов
Судьи В.С. Ноздрин
Н.Н. Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.