Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санджиновой О.С, действующего в интересах Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
первый секретарь комитета Калмыцкого регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КРО ПП "КПРФ") Нуров Н.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 2 августа 2020 года N 10/51 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО пятого созыва, выдвинутого КРО ПП "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Просил обязать избирательную комиссию зарегистрировать список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО пятого созыва, выдвинутый КРО ПП "Коммунистическая партия Российской Федерации", по единому избирательному округу в количестве трех человек, обратив решение суда к немедленном исполнению.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 18 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года решение районного суда отменено, в удовлетворении требований иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по доверенности Санджиновой О.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 октября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 ноября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее - Закон РК от 22 сентября 2009 года).
Пункт 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующий порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. N 124-IV-3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
Согласно пункту 3 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом. Под законом в силу подпункта 17 статьи 2 названного Федерального закона понимаются, в том числе законы субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено открытие в целях финансирования своей избирательной кампании с разрешения соответствующей избирательной комиссии специального избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района - в другой кредитной организации, расположенной на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа.
В силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия N 83/441-6 от 5 июня 2019 года утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специального счета для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктом 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале Публичного акционерного общества "Сбербанк России" либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией (далее - Банк), специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, несоздание избирательным объединением избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Указанной норме корреспондирует пункт 7 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. N 124-IV-3.
Из положений части 3 статьи 11 Закона РК от 22 сентября 2009 года ("Представление в избирательную комиссию муниципального образования документов о выдвижении избирательным объединением кандидата, списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам") следует, что необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам документы подаются уполномоченным представителем политической партии одновременно со списком кандидатов и прилагаемыми к нему документами.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам подлежит регистрации избирательной комиссией муниципального образования в течение трех дней со дня представления решения и доверенности, предусмотренных соответственно частями 2 и 3 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления составляет не менее 20 дней.
В силу части 1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные законом документы не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.
Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 23 июня 2020 года N 2 выборы депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Избирательной комиссией Малодербетовского РМО РК установлены единые дата и время окончания, как периода выдвижения списка кандидатов, так и периода для представления документов для регистрации списков кандидатов - 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года.
В пятницу 24 июля 2020 года в период времени с 9 часов 45 минут до 11 часов 10 минут избирательной комиссией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от уполномоченного представителя КРО ПП "КПРФ" Цымбалова С.А. были приняты документы для заверения списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением указанной партии, в числе которых также представлены и документы, необходимые для регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения КРО ПП КПРФ по финансовым вопросам Манджиевой А.А. (решение о назначении в указанном качестве оформлено постановлением I этапа XXI отчетно-выборной Конференции КРО ПП КПРФ от 12 июля 2020 года, подписанным Первым секретарем Комитета КРО ПП КПРФ Нуровым Н.Э.), а также для выдачи разрешения на открытие специального счета избирательному объединению.
Решениями избирательной комиссии Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 25 июля 2020 года NN 7/41, 7/42 заверены списки кандидатов в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением КРО ПП "КПРФ".
Решением избирательной комиссии Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 25 июля 2020 года N 7/43 зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения КРО ПП КПРФ по финансовым вопросам Манджиева А.А.
Решением избирательной комиссии Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 25 июля 2020 года N 7/44 выдано разрешение об открытии специального избирательного счета избирательного объединения КРО ПП "КПРФ", выдвинувшего список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК пятого созыва по единому избирательному округу, в Калмыцком отделении N 8579 филиала ПАО "Сбербанк России" Юго-Западного Банка, расположенном по адресу: "адрес".
В понедельник 27 июля 2020 года уполномоченный представитель по финансовым вопросам КРО ПП "КПРФ" Манджиева А.А. обратилась в указанное в разрешении отделение банка с заявлением об открытии специального избирательного счета. В тот же день указанный счет открыт, о чем в избирательную комиссию 27 июля 2020 года представлено письменное уведомление.
Решением избирательной комиссии Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 2 августа 2020 года N 10/51 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". Из решения следует, что избирательным объединением до 18 часов 24 июля 2020 года в избирательную комиссию не представлены первый финансовый отчет и сведения об изменениях в данных о кандидатах, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, что в силу подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 2 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов). Кроме того, согласно данному решению, избирательный счет для формирования избирательного фонда открыт избирательным объединением 27 июля 2020 года, то есть до окончания срока представления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов (18 часов 00 минут 24 июля 2020 года) избирательный фонд не был создан, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 7 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что в случае каких-либо изменений о кандидатах в данных, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, сведения о таких изменениях подлежат представлению в избирательную комиссию. Требования о представлении информации об отсутствии таких изменений законодательство не содержит.
Кроме того, извещение либо уведомление о выявленных недостатках в документах, неполноте и недостоверности представленных сведений либо несоответствии их оформления требованиям закона избирательной комиссией в адрес избирательного объединения не направлялось.
Таким образом, оснований для отказа в регистрации по мотиву непредставления сведений об изменениях в данных о кандидатах, представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, при отсутствии таких изменений, не имелось.
Кроме того, является необоснованным и вывод комиссии о непредставлении избирательным объединением первого финансового отчета, поскольку обязанность представления указанного документа возлагается лишь на кандидата и не предусмотрена для избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у избирательной комиссии Малодербетовского РМО РК оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 2 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3, для отказа в регистрации списка кандидатов избирательного объединения является законным и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, апелляционной инстанцией правомерно указано, что районный суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов в связи с несозданием избирательного фонда.
При разрешении данного вопроса необходимо учитывать, что в силу положений статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ создание собственного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании является самостоятельной обязанностью избирательного объединения.
Для исполнения указанной обязанности в соответствии с вышеприведенным федеральным и региональным законодательством, а также Порядком, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года N 83/441-6, избирательное объединение обязано: назначить и в последующем принять заблаговременные меры к регистрации в избирательной комиссии уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и получению разрешения на открытие специального избирательного счета, а также открыть в филиале ПАО "Сбербанк России" на основании договора банковского счета специальный избирательный счет, - то есть реализовать ряд обязательных процедур, требующих соответствующих временных затрат.
Из материалов дела следует, что отведенный для стадии выдвижения списка кандидатов, также как и для стадии подачи документов для регистрации списка кандидатов 20-дневный период, исчисляемый с 4 июля 2020 года, истекал в 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года.
Осведомленность КРО ПП "КПРФ" об указанном периоде и о времени окончания представления документов для регистрации списка кандидатов, об объеме обязательных процедур, необходимых для создания избирательного фонда, в том числе и о предусмотренном частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года трехдневном сроке, в течение которого избирательной комиссией принимается решение о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, удаленность отделения Банка (г. Элиста), в котором подлежал открытию специальный избирательный счет, от избирательной комиссии (с. Малые Дербеты), составляющая 196 км. (по имеющимся в открытом доступе данным в сети Интернет - "данные изъяты"), рабочего графика отделения Банка (выходные дни - суббота, воскресенье) предполагала совершение данным избирательным объединением таких действий, которые бы свидетельствовали о проявлении им необходимой заботливости и осмотрительности в целях соблюдения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 58 Закона N 67-ФЗ и исключения риска неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов в связи с несозданием избирательного фонда.
В этой связи правовое значение для существа спора имело выяснение обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие независящих от воли избирательного объединения исключительных обстоятельств, которые не позволили КРО ПП "КПРФ" открыть специальный избирательный счет до 18 часов 24 июля 2020 года.
Сведений о таких исключительных обстоятельствах материалы дела не содержат.
Само по себе наличие у избирательного объединения права на подачу документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года не исключало обязанности избирательного объединения принять необходимые своевременные и достаточные меры к исполнению предусмотренной пунктом 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ обязанности.
Ошибочным является вывод суда первой инстанции о вине избирательной комиссии в несвоевременном принятии решения о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета, поскольку указанные решения приняты избирательной комиссией с учетом объективно сложившейся нагрузки и в пределах предусмотренного частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года трехдневного срока.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.