Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Геворкяна А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Геворкян А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росрестра) в регистрации его права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в 3 км к "адрес" (далее - спорный земельный участок); возложении обязанности на административного ответчика произвести государственную регистрацию права на спорный земельный участок; взыскании судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей и юридических услуг - 50 000 рублей.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что на основании постановления главы администрации г. Краснодара от 26 апреля 1995 года и свидетельства о праве собственности от 10 июля 1995 года Геворкян А.Г. является правообладателем спорного земельного участка. Геворкяну А.Г. выдано свидетельство о праве собственности на землю, согласно которому за ним закреплено право частной собственности на земельный участок площадью 1, 8 га, расположенный в "адрес".
Для регистрации права собственности указанного земельного участка административный истец обратился в Управление Росреестра. Однако в предоставлении указанной услуги ему было отказано, поскольку спорный земельный участок был изъят у физических лиц и передан третьему лицу (организации), за которым зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Государственным регистратором не были приняты во внимание предоставленные заявителем судебные решения, согласно которым постановление главы администрации г. Краснодара от 26 апреля 1995 года не отменено. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 марта 2020 года административный иск удовлетворен, решение Управления Росреестра от 10 июля 2019 года об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок признано незаконным, на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае основанием для осуществления государственной регистрации прав являлся акт, изданный органами местного самоуправления в рамках их компетенции, а не решения судебных органов. При проведении правовой экспертизы не были учтены представленные Геворкяном А.Г, в частности, копии исследованных в рамках судебного разбирательства судебных актов, согласно которым постановление главы городского самоуправления г. Краснодара от 24 сентября 1997 года отменено. При этом суд отказал в удовлетворении административного иска в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, поскольку доказательств, подтверждающих такую оплату, не представлено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 ноября 2020 года, Управление Росреестра ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 года. По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций неполно выяснили обстоятельства дела, а также применили нормы материального права, не подлежащие применению. Считает, что Геворкяном А.Г. избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку имеется спор о праве на спорный земельный участок. Ссылается на то, что в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что каких-либо указаний о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предприятия " "данные изъяты"" и регистрации права собственности Геворкян А.Г. на спорный земельный участок представленные судебные акты не содержат. Обращает внимание суда на то, что постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2020 года на государственную регистрацию не было представлено.
Определением судьи от 4 декабря 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, пояснение представителя Геворкяна А.Г, действующей на основании доверенности, Кухливской Л.П, возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, Геворкян А.Г. на основании постановления главы администрации г. Краснодара от 26 апреля 1995 года N и свидетельства о праве собственности от 10 июля 1995 года является правообладателем спорного земельного участка. Согласно данному постановлению Геворкяну А.Г. предоставлен земельный участок площадью 1, 8 га, изъятый из земель сельскохозяйственного предприятия " "данные изъяты"".
Пунктом 2.2 указанного постановления комитету по земельным ресурсам и землеустройствам г. Краснодара поручено выдать, в том числе Геворкяну А.Г, свидетельство о праве собственности на землю, а также обеспечить установление в натуре границ предоставленных земельных участков и оформление документов на праве собственности на землю.
Во исполнение данного постановления Геворкяну А.Г. выдано свидетельство о праве собственности на землю серии "данные изъяты" N, согласно которому за ним закреплено право частной собственности на спорный земельный участок.
Постановлением главы городского самоуправления г. Краснодара от 24 сентября 1997 года N сельскохозяйственному предприятию " "данные изъяты"" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 32, 4 га, находящийся в Прикубанском административном органе в "адрес" и выдан государственный акт "данные изъяты" N. На основании решения собрания участников общества от 9 июня 1999 года товарищество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты""" переименовано в общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"".
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодара от 30 марта 2009 года N ООО " "данные изъяты"" предоставлен в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 324 010 кв. м, включающий в себя несколько земельных участков, в том числе и принадлежащий Геворкяну А.Г. спорный земельный участок.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 7 августа 2009 года N указанные постановления были отменены, в связи с чем правообладание Геворкяна А.Г. на ранее предоставленный ему земельный участок было восстановлено.
Решением арбитражного суда Краснодарского края 25 февраля 2010 года постановление администрации муниципального образования г. Краснодара от 7 августа 2009 года N признано недействительным. Между тем указанное судебное решение обжаловано администрацией муниципального образования г. Краснодар и собственниками земельных участков, в том числе и административным истцом.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 2 июня 2010 года решение арбитражного суда Краснодарского края от 25 февраля 2010 года, которым постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 7 августа 2009 года N признано недействительным и отменено. В своем решении апелляционная инстанция указала, что наличие у физических лиц права собственности на земельные участки препятствует возникновению обязательственных правоотношений и вещных прав на этот же объект у иных лиц, в данном случае у ООО " "данные изъяты"".
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 6 октября 2011 года в удовлетворении заявления ООО " "данные изъяты"" о пересмотре постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 2 июня 2010 года, отказано.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 28 декабря 2011 года определение арбитражного суда апелляционной инстанции от 6 октября 2011 года оставлено без изменения.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив предоставленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что отказ административного органа является незаконным, поскольку регистратором Управления Росрестра не были учтены копии судебных актов, согласно которым постановление главы городского самоуправления г. Краснодара от 24 сентября 1997 года N отменено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов обеих инстанций.
Материалами дела подтверждается, что Геворкян А.Г. в качестве правоустанавливающих документов представил в Управление Росреестра по Краснодарскому краю копию постановления главы администрации г. Краснодара от 26 апреля 1995 года N, согласно которому Геворкяну А.Г. в числе иных 23 лиц для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства безвозмездно предоставлен спорный земельный участок, и свидетельство о праве собственности на данный земельный участок от 10 июля1995 года.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
В силу пункта 1 части 2 названной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Таким образом, предоставляя в Управление Росреестра в качестве правоустанавливающих документов копию постановления главы администрации г. Краснодара от 26 апреля 1995 года N, административный истец действовал в рамках указанной части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае основанием для государственной регистрации права является акт, изданный органом местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене обжалуемых актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов обеих инстанций или опровергали бы выводы судебных решений.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 4 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 января 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.