Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Макаровой Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Волгограда об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов по кассационным жалобам Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 и ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав представителя Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 по доверенности ФИО7, поддержавшую доводы своей кассационной жалобы и возражавшую относительно доводов кассационной жалобы ФИО1, выслушав ФИО1 возражавшую относительно доводов кассационной жалобы ответчика и просившего удовлетворить его кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Волгограда (далее - ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда) об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.
Решением Кировского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и не включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе N аммиачно-холодильной станции в должности энергетика ВОАО "Химпром" (за исключением учебных отпусков (в январе 1989 - 23 дня, в феврале 1989 - 3 дня, в феврале 1990 - 23 дня, в марте 1990 - 2 дня, в июне 1990 - 24 дня, в октябре 1990 - 24 дня). На ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда возложена обязанность включить в специальный страховой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе N аммиачно-холодильной станции в должности энергетика ВОАО "Химпром" (за исключением учебных отпусков (в январе 1989 - 23 дня, в феврале 1989 - 3 дня, в феврале 1990 - 23 дня, в марте 1990 - 2 дня, в июне 1990 - 24 дня, в октябре 1990 - 24 дня). На ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения иска ФИО1 о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда N от 27.08.2019 об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 22.08.1997 по 31.12.2003 (за исключением 2 месяцев 17 дней) в цехе N 37 аммиачно-холодильной станции в должности энергетика ВОАО "Химпром" возложении обязанности на ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Волгограда по включению в специальный стаж данного периода работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в отмененной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. В остальной части решения суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2) просит об отмене решения суда и апелляционного определения в части удовлетворения исковых требований ФИО1 и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами при вынесении обжалуемых судебных актов неверно дана оценка доказательствам по делу, необоснованно приняты во внимание некоторые доказательства.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ по ходатайству представителя ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2 при содействии Советского районного суда г. Волгограда.
В судебное заседание явилась представитель ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда по доверенности ФИО7, поддержавшая доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился ФИО1
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
ФИО1 извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечил явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представил.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом оспаривалась законность решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе N аммиачно-холодильной станции в должности энергетика ВОАО "Химпром".
Проверяя обоснованность требований истца о включении в специальный стаж оспариваемого периода работы, суд руководствовался записями в трудовой книжке, а также сведениями, отраженными в справке, уточняющей льготный характер работы от 17.12.2012, в соответствии с которыми, в спорный период в течение полного рабочего дня, истец работал в должности, поименованной Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, раздел Х, код 2110А030-1754а (за исключением учебных отпусков (в январе 1989 - 23 дня, в феврале 1989 - 3 дня, в феврале 1990 - 23 дня, в марте 1990 - 2 дня, в июне 1990 - 24 дня, в октябре 1990 - 24 дня).
Основанием для выдачи льготной справки послужили приказы за 1988 - 2003 г.г, штатные расписания за 1988 - 2003 г.г, карточки формы Т-2, расчетные ведомости по начислению заработной платы за 1988 - 2000 г.г, табели учета рабочего времени за 2001-2003г.г.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что принимая во внимание, что спорный период трудовой деятельности имел место как до, так и после регистрации истца в системе пенсионного страхования, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (день предшествующий дате регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) в цехе N аммиачно-холодильной станции в должности энергетика ВОАО "Химпром" подлежит включению в специальный стаж на основании справки, уточняющей льготный характер работы истца N от ДД.ММ.ГГГГ, а после регистрации на основании сведений, отраженных в выписке из ИЛС застрахованного лица.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции закона, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться:
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 г.;
Согласно п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п. 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 4 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, разделом Х "Химическое производство", поименованы работники газогенераторных, аммиачно-холодильных и ртутно-выпрямительных установок, военизированных и других газоспасательных подразделений.
Обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место с 1 января 1992 г, является предоставление доказательств постоянной занятости, не менее 80 % рабочего времени на соответствующих видах работ, а также сведений о льготной работе в выписке из ИЛС застрахованного лица после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.07.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 и ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Макарова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.