Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5, судей ФИО2 и ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Титановые Инвестиции" на решение Армянского городского суда Республики Крым от 16.12.2019, дополнительное решение Армянского городского суда Республики Крым от 13.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.05.2020 по гражданскому делу по иску прокурора г. Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Титановые Инвестиции" о возложении обязанности совершить определенные действия, заслушав доклад судьи ФИО5, выслушав представителя ответчика ООО "Титановые Инвестиции", поддержавшего доводы кассационной жалобы и прокурора ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
в обоснование искового заявления Прокурор города Армянска Республики Крым указывает на то, что в результате проведения прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и ГАУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений" проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды (Армянский филиал, расположенный по адресу: "адрес" промзона), были установлены грубые нарушения природоохранного законодательства. Так, ответчиком получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников N от ДД.ММ.ГГГГ (приказ Минприроды Крыма N от ДД.ММ.ГГГГ), неотъемлемой частью которого являются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по конкретным источникам и веществам ООО "Титановые Инвестиции", утвержденные приказом Минприроды Крыма за N от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с "Правилами инвентаризации объектов размещения отходов", утвержденными Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N по итогам проведенной в 2015 году инвентаризации на территории Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" выявлено 6 объектов размещения отходов, среди которых, в частности, кислотонакопитель.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N кислотонакопитель включен в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением соответствующего номера объекта N. Согласно характеристике размещения отходов (ОРО) кислотонакопитель является местом удаления жидких отходов Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" и предназначен для сброса стоков, образующихся в результате производственной деятельности предприятия (промышленных, хозяйственно-бытовых), а также хозяйственно-бытовых стоков города Армянска. Также, кислотонакопитель является стационарным неорганизованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно информации, изложенной в Отчете по инвентаризации стационарных источников выбросов, в процессе эксплуатации кислотонакопителя в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: серная кислота, серы диоксид, азота диоксид. Разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников N от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают выбросы от кислотонакопителя исключительно по указанным загрязняющим веществам. Однако, при проведении ДД.ММ.ГГГГ ГАУ РК "ЦЛАТИ" отборов проб атмосферного воздуха зафиксирован факт осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от кислотонакопителя, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом, в нарушение ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране атмосферного воздуха" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ корректировка инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в части уточнения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от кислотонакопителя не ответчиком проведена.
Кроме того, изучением приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" в графе "Сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду ОРО" прокурором установлено, что согласно сведениям, представленным ответчиком, негативное воздействие на окружающую среду объектами размещения отходов не осуществляется. Однако данные сведения не соответствуют действительности, так как фактически объекты размещения отходов предприятия оказывают негативное воздействие на окружающую среду в части воздействия на атмосферный воздух, что подтверждается Отчетом по инвентаризации стационарных источников выбросов, а также лабораторным исследованием проб атмосферного воздуха ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по внесению изменений в государственный реестр объектов размещения отходов не проведены, что является нарушением ч. 6 ст. 12 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".
Приказом Минприроды Крыма от ДД.ММ.ГГГГ N Армянскому филиалу ООО "Титановые Инвестиции" утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 88 видов отходов, из них 27 видов отходов предполагается к размещению на собственных объектах размещения отходов. ООО "Титановые Инвестиции" утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, согласно которых в кислотонакопителе предусматривается размещение следующих видов отходов: отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления, стоки производств диоксид титана и железнооксидных пигментов в смеси. Согласно паспорта отходов, утвержденного директором Армянского филиала ООО "Титановое Инвестиции", указанные отходы имеют IV (четвертый) класс опасности степени негативного воздействия на окружающую среду. Вместе с тем, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор пробы содержимого кислотонакопителя у дамбы за "адрес" Республики Крым, по результатам токсикологического анализа которой установлено, что проба относится к 1 классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду, что подтверждается протоколом измерений N от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ произведены отборы 3 проб отходов производства и потребления (проба N - колодец сброса (общий сброс) от предприятия АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N - сбросный канал - 50 м вниз по течению от колодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N - сбросный канал -150 м вниз по течению от колодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"), по результатам токсикологического анализа которых установлено, что пробы относятся ко 2 классу опасности по степени воздействия на окружающею природную среду, что подтверждается протоколами измерений N N от ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в объекте размещения отходов - кислотонакопителе имеются иные отходы производства и потребления, имеющие I и II классы опасности, что не учтено при разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, ООО "Титановые Инвестиции" Е нарушение требований статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не осуществлено отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности хотя подтверждения такого отнесения в порядке, установление уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уточив исковые требования, истец просил суд обязать ответчика обеспечить проведение корректировки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации акционерного неорганизованного источника выбросов загрязняющих веществ - кислотонакопителя (источник выбросов 2303); обязать ответчика обеспечить проведение переоформления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обязать ответчика обеспечить проведение инвентаризации 5 объектов размещения отходов (кислотонакопителя, фосфогипсохранилиля-1, фосфогипсохранилища-2, отвала сухого фосфогипса, полигона складирования и захоронения промышленных отходов и мусора) указав в характеристике указанных объектов размещения отходов наличия негативного воздействия на окружающую среду, для включения в государственный реестр объектов размещения отходов.
Определением Армянского городского суда Республики Крым от 16.12.2019 принят отказ прокурора от иска к ответчику в части требований о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении требований Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в части необеспечения проведения корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение корректировки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного неорганизованного источника выбросов загрязняющих веществ кислотонакопителя (источник выбросов 2303), производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 16.12.2019 иск Прокурора города Армянска Республики Крым удовлетворен частично.
Возложена обязанность на ООО "Титановые Инвестиции" обеспечить проведение переоформления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам, размещаемым в Кислотонакопителе (источник выбросов 2303).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением Армянского городского суда Республики Крым от 13.02.2020 с ООО "Титановые Инвестиции" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб. в доход местного бюджета муниципального образования городской округ город Армянск.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.05.2020 решение Армянского городского суда Республики Крым от 16.12.2019, дополнительное решение Армянского городского суда Республики Крым от 13.02.2020 оставлены без изменения, апелляционная жалоба ООО "Титановые Инвестиции" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Титановые Инвестиции" просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций в виду существенных нарушений норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда не соответствуют материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой "адрес" с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Государственного автономного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений" в августе 2018 года была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды ООО "Титановые Инвестиции" осуществления хозяйственной деятельности Армянского филиала, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N то итогам проведенной в 2015 году инвентаризации на территории Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" выявлено 6 объектов размещения отходов, среди которых, в частности, кислотонакопитель.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N кислотонакопитель, фосфогипсохранилище-1, фосфогипсохранилище-2, отвал сухого фосфогипса, огарконакопитель, полигон для складирования и захоронения промышленных отходов и мусора включены в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением соответствующего номера объекта.
Кислотонакопитель является местом удаления жидких отходов Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" и предназначен для сброса стоков, образующихся в результате производственной деятельности предприятия (промышленных, хозяйственно-бытовых), а также хозяйственно-бытовых стоков "адрес".
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в результате хозяйственной деятельности ООО "Титановые Инвестиции" имеются отходы I и II класса опасности, которые не предусмотрены нормативами образования отходов и лимитов на их размещение по отходам (далее: НООЛР), размещаемые кислотононакопителе, в связи с чем, пришел к выводу о необходимое возложить обязанность на ООО "Титановые Инвестиции" переоформить проект НООЛР.
С постановленным решением суд апелляционной инстанции не согласился в силу следующего.
В ходе проведения проверки специалистами Министерства природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор пробы содержимого кислотонакопителя у дамбы за "адрес" Республики Крым, по результатам токсикологического анализа которым установлено, что проба относится к I классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается протоколом измерений N от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ произведены отборы 3 проб отходов производства и потребления (проба N - колодец сброса (общий сброс) от предприятия АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N - сбросный канал - 50 м вниз по течению от колодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N - сбросный канал - 150 м вниз по течению отколодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"), по результатам токсикологического анализа которых установлено, что пробы относятся ко II классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается протоколами измерений N N от ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ: N от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что ответчиком ООО "Титановые Инвестиции" в нарушение требований статей 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды Крыма от ДД.ММ.ГГГГ N, допускается размещение отходов I и II классов опасности в объекте размещения отходов - кислотонакопителе Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции".
В результате проведения проверки Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N N с учетом его определения от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Титановые Инвестиции" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за совершение правонарушения - размещение отходов I и II классов опасности в объекте размещения отходов кислотонакопителе Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции".
Решением Армянского городского суда Республики Крым от
года N жалоба ООО "Титановые Инвестиции" удовлетворена частично, постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N ПР-48/0327 изменено, дата вынесения постановления исправлена на " ДД.ММ.ГГГГ года", размер административного штраф снижен до 120 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменений.
Решением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Армянского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Титановые Инвестиции", оставлено без изменения.
При рассмотрении спорных правоотношений судом установлено, что в ООО "Титановые Инвестиции" в объекте замещения отходов - кислотонакопителе Армянского филиала имеются иные отходы производства и потребления, имеющие I и II классы опасности, что в свою очередь указывает на изменение утвержденных для ООО "Титановые Инвестиции" нормативов образования и, как следствие, лимитов на их размещение.
Исходя из чего, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу, что соблюдение ООО "Титановые Инвестиции" НООЛР, утвержденных приказом Министерства экологии и природных ресурсов, не соблюдаются.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в судах и основываются на нервном понимании норм права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
По результатам изучения материалов дела оснований для того, чтобы сделать обратные выводы о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, не имеется. Изучение материалов дела показало, что доводы заявителя по существу направлены на переоценку имеющихся доказательств, что не относится к полномочиям суда при кассационном производстве.
Спор разрешен судом, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Армянского городского суда Республики Крым от 16.12.2019, дополнительное решение Армянского городского суда Республики Крым от 13.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.05.2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий ФИО5
Судьи ФИО2
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.