Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаитовой И. К, действующей в интересах несовершеннолетней Проценко Д. К. к Министерству здравоохранения Краснодарского края, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 8 г. Краснодара" Министерства здравоохранения Краснодарского края о признании права на бесплатное пожизненное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.08.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Хаитову И.К, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хаитова И.К, действуя в интересах несовершеннолетней Проценко Д.К, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 8 г. Краснодара" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ "Городская поликлиника N 8 г. Краснодара") о признании права на бесплатное пожизненное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.05.2020 исковые требования Хаитовой И.К. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.08.2020 решение суда первой оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Краснодарского края просит об отмене решения суда и апелляционного определения.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов не учтен факт отсутствия средств и Министерства здравоохранения Краснодарского края, предусмотренных на реализацию данных полномочий, указанный в решении суда расходный материал не является жизненно необходимым пациенту, а является лишь дополнительной функцией.
В судебное заседание явилась Хаитова И.К, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы, пояснив, что просит об оставлении без изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В судебное заседание не явился представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края и ГБУЗ "Городская поликлиника N 8 г. Краснодара", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Проценко Д. К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз: сахарный диабет 1 типа, стадия декомпенсации.
ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения жизнедеятельности ребенка в условиях ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" Республики Башкортостан за счет средств бюджета по программе "высокотехнологи-ческая медицинская помощь" Проценко Д.К. установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed VEO 754 с системой круглосуточного мониторирования гликемии.
При выписке назначена смена инфузионного набора и резервуара, на месяц - 10 шт. устройства для инфузии, 10 штук резервуаров для инфузии, также указано, что льготное обеспечение сенсорами для мониторинга гликемии законодательством не предусмотрено.
Хаитова И.К. обратилась с заявлением в ГБУЗ "Городская поликлиника N 8 по г. Краснодару", Министерству здравоохранения Краснодарского края об обеспечении ее дочери расходными материалами к инсулиновой помпе.
В ответе на обращение Хаитовой И.К. в поликлинику по месту жительства и в Министерство здравоохранения Краснодарского края указано, что сенсоры не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг в соответствии с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р. Однако, по мнению истца, в данном распоряжении под кодом вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650 указана помпа инсулиновая инфузионная лабораторная со встроенным глюкометром. Встроенный глюкометр подразумевает имплантируемый сенсор для системы непрерывного мониторирования глюкозы. Полагая, что действующее законодательство не поспевает за техническим прогрессом в области медицинских технологий, направленных на улучшение качества жизни инсулинозависимых больных для предотвращения осложнений и недопущения ухудшения здоровья, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие лечения Проценко Д.К. с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для нее последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
На основании приказа Минздрава России от 29.04.2015 N 213н "О форме заявки на доставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лим-фоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, вклю-ченных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными ново-образованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
На основании утвержденных заявок осуществляются мероприятия по централизованной закупке лекарственных препаратов в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2011 года N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей" согласно предусмотренному финансированию.
Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р (далее - перечень ЖНВЛП).
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
В силу приказа Минздравсоцразвития России от 5.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) относится к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которых возложена на ответчика, необходимы дочери истца для применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.08.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края- без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.