Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вовк О. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязательства совершить определенные действия по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Вовк О.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым) о признании решения незаконным, возложении обязательства совершить определенные действия.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.03.2020 исковые требования Вовк О.М. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что нижестоящими судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым.
В судебное заседание не явилась Вовк О.М.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Вовк О.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Одновременно с заявлением Вовк О.М. в пенсионный орган был предоставлен необходимый пакет документов.
Истица является матерью Вовк П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; согласно справке МСЭ-2014 N от ДД.ММ.ГГГГ Вовк П.В. является инвалидом с детства второй группы бессрочно.
По данным справок, выданных МУП "Ремонтно-эксплуатационная организация - 2" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (управляющая организация многоквартирного дома) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Вовк О.М. зарегистрирована по адресу: "адрес", вместе с сыном Вовк П.В, которого воспитывала до восьмилетнего возраста.
Согласно справке Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Ялта Республики Крым от 25.07.2019 сведения о лишении либо ограничении в родительских правах Вовк О.М. в отношении ее детей, в том числе Вовк П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
Из трудовой книжки Вовк О.М. следует, что она осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, имеет непрерывный стаж работы, на момент подачи заявления о назначении страховой пенсии и на момент рассмотрения судом дела в финансовом департаменте Администрации г. Ялта Республики Крым исполняет обязанности по должности, относящейся к муниципальной службе.
Решением пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ Вовк О.М. отказано в назначении страховой пенсии ранее достижения пенсионного возраста в связи с отсутствием права на досрочное назначение данного вида пенсии на том основании, что истица осуществляет трудовую деятельность муниципального служащего, в связи с чем возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения должности муниципального служащего, и право выхода на пенсию в соответствии с Федеральным Законом N143-ФЗ возникает по истечению 18 месяцев со дня приобретения права на назначение на страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом N400-ФЗ.
Вовк О.М. считает незаконным данный отказ в назначении страховой пенсии, поскольку законодательство не связывает право на досрочное назначение пенсии по старости как родителя инвалида с увеличением пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости муниципальным служащим.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что принимая во внимание положения ст.32 Федерального закона N 400-ФЗ, Вовк О.М. приобрела право на досрочную пенсию по старости как родитель, воспитавший ребенка инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, поэтому страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
На основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2009 N 1365-0-0 "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что положения указанной нормы, устанавливающие право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.