Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамий М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея о включении периода службы в стаж для назначения пенсии по кассационной жалобе ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Республике Адыгея по доверенности Пафифову А.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея (далее - МВД по Республике Адыгея) о включении периода службы в стаж для назначения пенсии.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16.03.2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно дана оценка фактическим обстоятельствам, неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.
В судебное заседание явился ФИО1, поддержавший доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание явилась представитель МВД по Республике Адыгея по доверенности Пофифова А.А, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Отделе государственной противоп-жарной службы МВД Республики Адыгея в должности пожарного ПЧ-15.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя в пожарной части N 14 ОГПС-2 отдела государственной противопожарной службы МВД по Республике Адыгея, а с ДД.ММ.ГГГГ после преобразования ОГПС МВД по Республике Адыгея в Отделе государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Адыгея.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность водителя 1 класса пожарной части N 1 отряда государственной противопожарной службы N 2 ОГПС МЧС РФ РА и присвоено специальное звание сержант внутренней службы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "Д" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Период службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж работы для назначения пенсии по выслуге лет. По поводу назначения пенсии истец обратился в МВД по Республике Адыгея, в ответ заместитель начальника ЦФО МВД по Республике Адыгея порекомендовал обратиться истцу в кадровое подразделение по последнему месту работы. В ответ на обращение в ГУ МЧС России по РА истцом был получен ответ, что выслуга лет истца составляет всего 18 лет 02 месяца и 02 дня, при необходимых 20 лет выслуги. Период работы в ГПС МВД России с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ невозможно включить в стаж работы для назначения пенсии по выслуге лет, так как этот период не является непосредственно предшествующим назначению на должность, с связи с увольнением истца по собственному желанию и, как следствие, образованию перерыва в трудовой деятельности.
В связи с чем ФИО1 обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1 включаются не любые периоды трудовой деятельности, а лишь те, которые предусмотрены Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 Указанный порядок исчисления выслуги лет не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку не является непосредственно предшествующим назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава ОГПС МЧС России Республики Адыгея и в данный период имел место перерыв в работе, а потому он обоснованно не включен ответчиком в подсчет выслуги лет.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации устанавливается равенство всех перед законом и недопустимость нарушения прав граждан.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (в редакции на дату увольнения) установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Согласно части 3 статьи 18 данного Закона Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Советом Министров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, согласно абз. 6 п. 1 которого установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных
аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица:
а) проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, иную приравненную службу 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 06 месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел, иная приравненная служба.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.