Дело N 88-1112/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-312/2020
г. Краснодар 09 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Жогина О.В. и Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю к администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края и муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней образовательной школе N 1 станицы Калининской и Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований предписаний по устранению санитарно-эпидемиологических требований, в отношении неопределенного круга лиц, возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства по кассационной жалобе директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской Шаплинкиной Т.Х, поступившей с делом в суд кассационной инстанции 20 октября 2020 года, на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав объяснения директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения-средней общеобразовательной школы N 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской Шаплинкиной Т.Х, представителя муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской Муренького О.С, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней образовательной школе N 1 станицы Калининской и Калининского района Краснодарского края (далее - МАОУ СОШ N 1), администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований предписаний по устранению санитарно-эпидемиологических требований.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения в 2018 году выездной проверки были выявлены нарушения обязательных требований санитарных норм и правил, образовательному учреждению выдано соответствующее предписание, однако нарушения своевременно не устранены.
Принимаемые ведомственным органом меры к образовательному учреждению на протяжении длительного периода времени не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных норм и правил.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю удовлетворены.
Признано незаконным бездействие МАОУ СОШ N 1 и администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в нарушении требований санитарного законодательства, в отношении неопределенного круга лиц.
На МАОУ СОШ N 1 и администрацию муниципального образования Калининский район возложена обязанность по месту осуществления образовательной деятельности по адресу: Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская, ул. Фадеева, 146, исполнить требования санитарных норм и правил, перечисленных в решении суда, в срок до 01 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года решение Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской Шаплинкина Т.Х. просит отменить решение Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неверную трактовку судами требований санитарных норм и правил, обращая внимание, что МАОУ СОШ N 1 относится к существующим образовательным организациям, а не к вновь строящимся зданиям общеобразовательных учреждений.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
От администрации муниципального образования Калининский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в котором также указывается о том, что администрация МО Калининский район поддерживает доводы кассационной жалобы и просит удовлетворить жалобу в полном объеме.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, позицию администрации Калининский район, изложенную в вышеназванном ходатайстве, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пункт 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абзац 3 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона).
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что с 01 февраля 2018 года по 01 марта 2018 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю, территориальный отдел в Славянском, Красноармейском, Калининском районах проведена плановая выездная проверка в деятельности МАОУ СОШ N 1 им. В.И. Фадеева станицы Калининской, расположенной по адресу: Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская, ул. Фадеева, 146.
В ходе проверки обнаружены нарушения обязательных требований статей 17, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 22.2.12А. 1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья".
По результатам проверки юридическому лицу выдано предписание от 01 марта 2018 года для устранения выявленных нарушений.
Контролирующим органом установлено невыполнение образовательным учреждением предписания в установленный до 10 сентября 2019 срок по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
требований пункта 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", выражающихся в недостаточном количестве мест в гардеробе для учащихся начальных классов в основной школе (верхняя одежда хранится классных комнатах);
требований пункта 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в том, что площадь классных комнат в начальной школе недостаточная и составляет на одного учащегося 1, 6 кв. м, при норме 2, 5 кв. м;
требований пункта 4.14. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в отсутствии душевых и санузла при спортивных залах в основной школе станицы Калининской и хутора Джумайловка;
требований пункта 4.17. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в несоответствии набора помещений столовой санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях (отсутствует холодный цех вторичной обработки овощей, холодный цех, загрузочная, отдельная моечная кухонной посуды, складские, санитарно-бытовые помещения);
требований пункта 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в недостаточном количестве санитарных приборов в основном здании станицы Калининской здание N 1 из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 раковина на 30 девочек, 1 унитаз, 1 умывальник на 30 мальчиков, для персонала отдельный санузел не выделен, в здании N 3 унитазы вделаны в пол, что затрудняет проведение уборки в туалете, в хуторе Джумайловка во внутреннем туалете на 2 этаже не оборудованы кабины с дверьми;
требований пункта 4.26. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в необорудовании технической комнаты для обработки уборочного инвентаря во всех зданиях станицы Калининской;
требований пункта 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в том, что в 20 помещениях начальных классов отсутствуют умывальники с подводкой воды и канализации;
требований пункта 4.28, 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в том, что внутренняя отделка надворных туалетов не соответствует требованиям санитарных правил, стены и пол имеют неровную поверхность, трещины, дефекты, отсутствуют перегородки или частично разрушены;
требований пункта 5.2, 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 выражающихся в том, что в связи с выводами экспертного заключения от 09 октября 2019 года N 644 ученическая мебель не подобрана в соответствии с ростом учащихся в 1 "В"; 2 "Г", 3 "А", 4 "Б" классах, ученические столы в 1"В", 3 "А", 4 "Б" классах не обеспечены устройствами для изменения наклона рабочей поверхности; недостаточно мебели 1, 2, 3 групп;
требований пункта 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 в хуторе Джумайловка, выражающихся в отсутствии в спортзале ограждения отопительных приборов;
требований пункта 6.10. СанПиН 2.4.2.2821, выражающихся в том, что в хуторе Джумайловка на 2 этаже в коридоре ветхие оконные блоки;
требований пункта 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, выражающихся в том, что наполняемость 1 "А", 1 "Б", 1 "Г", 2 "А", 2 "Б", 3 "А", 4 "А", 4 "Б", 4 "В", 5 "А", 6 "Б", 7 "А" и т.д. превышает 25 человек;
требований пунктов 10.6 -10.8, 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно выводам экспертного заключения от 09 октября 2019 года N 644 расписание уроков составлено с нарушением санитарных правил. Объем аудиторной недельной нагрузки обучающихся в 7 классах превышает максимально допустимую. Общий объем нагрузки в течение дня превышает максимально допустимую в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Расписание уроков в 5 "Г", 5 "Д", 6 "Г", 7 "Г", 8 "Д" составлено без учета динамики недельной работоспособности учащихся. В коррекционном классе длительность урока превышает 40 минут;
требований пункта 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", выражающихся в том, что в столовой станицы Калининской, работающей на сырье, отсутствует необходимый набор производственных (цех вторичной обработки овощей, холодный цех), административно-бытовых и складских помещений;
требований пункта 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", выражающихся в несоответствии объемно-планировочного и конструктивного решения пищеблока в станице Калининской требованиям санитарных правил, поскольку не исключают встречные потоки сырья и готовой продукции, посетителей и персонала, так как вход в складское помещение осуществляется через общий коридор школы;
требований пункта 2.8. СанПиН2.4.5.2409-08, выражающихся в том, что в станице Калининской недостаточная площадь обеденного зала из расчета 0, 7 кв. м на одно посадочное место;
требований пункта 4.3. СанПиН 2.4.5.2409-08, выражающихся в отсутствии посудомоечной машины в моечной посуды в станице Калининской;
требований пунктов 6.5, 6.9, 6.13, 6.22. СанПиН 2.4.5.2409-08, поскольку примерное меню не имеет отметки о согласовании с руководителем школы, не согласовано ТО Роспотребнадзора. Меню фактического питания не соответствует примерному меню, допускается замена кулинарных изделий, предусмотренных примерным меню, повторение одних и тех же блюд в течение 2-3 дней, в отдельных случаях масса порций не соответствует возрасту детей;
требований пунктов 14.1, 14.9. СанПиН 2.4.5.2409-08, выражающихся в том, что охват учащихся горячим питанием составляет 83, 1%, не осуществляется контроль за качественным и количественным составом рациона питания, в конце каждой недели или 1 раз в 10 дней не проводится сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на один день на одного человека);
требований пункта 13.6. СанПиН 2.4.5.2409-08, так как в станице Калининской отсутствуют раздельные шкафы для хранения личной и санитарной одежды персонала пищеблока;
требований пункта 3.7. СанПиН 222.12А, 1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы": в станице Калининской в кабинетах, оснащенных ЭВМ отсутствует защитное заземление кабинетов N 1, 2, 3, 5, 6, 35, 26, биологии, 8, 9, 11, 12, 29, 30, 31, 32, 38, кабинет музыки, корпус N1 кабинет N 2, 5, в хуторе Джумайловка кабинеты N 6, 7, 8, химии, музыки, географии, информатики, английского языка, кубановедения.
В связи с неисполнением предписаний юридическое лицо и директор образовательного учреждения привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В адрес главы муниципального образования Калининский район Краснодарского края, начальника управления образования МО Калининский район Краснодарского края направлялась информация о состоянии МАОУ СОШ N 1 станицы Калининской и о содействии в устранении нарушений санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1.8 Устава МАОУ СОШ N 1 учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Калининский район. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет администрация муниципального образования Калининский район в лице управления образования администрации муниципального образования Калининский район.
В силу пункта 4 части 1. статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется Органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих; полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Доказательств устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиками в дело не представлено.
С учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора, исходя из доказанности непринятия ответчиками достаточных мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указав на то, что несоблюдение требований санитарных норм и правил способствует возникновению потенциальной угрозы жизни и здоровью детей, возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Доводы директора школы о невозможности устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства относительно оборудования душевых и санузлов при спортивных залах в основной школе станицы Калининской и хутора Джумайловка Калининского района, отсутствия в столовой помещений холодного цеха вторичной обработки овощей, холодного цеха, административно-бытовых и складских помещений, отсутствия посудомоечной машины в моечной посуды станицы Калининской, отсутствия согласованного с территориальным органом Роспотребнадзора меню и 100% охват учащихся горячим питанием, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которым разъяснено заявителю право на обращение в суд первой инстанции с заявлением в порядке статьи 202 ГПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы N 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской Шаплинкиной Т.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи О.В. Жогин
Е.В. Макарова
Морская ул, д. 3, г. Краснодар, 350906
тел.: 8(861) 219-21-09; факс: 8(861) 992-78-68
e-mail: 4kas@sudrf.ru; https://4kas.sudrf.ru
ОКПО 32717350, ОГРН 1182375074562
ИНН/КПП 2308258969/230801001
09.02.2021г. N 88-1112/2021
На N__________от_____________
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю
Территориальный отдел в Славянском, Красноармейском, Калининском районах
Дзержинского ул, 243, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, 353567
МАОУ средняя
образовательная школа N 1
Фадеева ул, 146, ст. Калининская, Краснодарский край, 353780
Администрация муниципального
образования Калининский район
Ленина ул, 147, ст. Калининская, Краснодарский край, 353780
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции направляет для сведения копию определения от 09 февраля 2021 года, вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Приложение: копия определения на 9 л.
Судья О.Л. Никольская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.