Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2021 г. по делу N 16-342/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" Яманова П.А. на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка Чемальского района Республики Алтай, мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 октября 2020 г., решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Чемальского района Республики Алтай, мирового судья судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 октября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 ноября 2020 года, МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" (далее-Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе Учреждение просит постановление и решение отменить, указывая на то, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении руководствовался старой (недействующей) редакцией ГОСТ Р52766-2007, согласно п. 4.5.1.1. ГОСТ Р52766-2007 в действующей редакции тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов, однако суд не рассмотрел по существу доводы Учреждения об указанных недостатках протокола об административном правонарушении, в деле отсутствуют доказательства о наличии таких участков; в соответствии со строительными нормами и правилами, и вышеуказанным стандартом устройство тротуара по улице Советская невозможно; Учреждение было лишено возможности осуществить контроль за состоянием дорог местного значения по ул. Радужная и Советская в с. Чемал, так как данные дороги не были закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (абз.6 ч. 4 ст. 6).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги в соответствии с пунктом 12 указанной статьи представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (далее - Стандарт обустройства автомобильных дорог) тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Судами нижестоящих судебных инстанций установлено и следует из материалов дела, что 8 сентября 2020 года начальником ОГИБДД ОМВД России по Чемальскому району в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении о том, что в ходе обследования 28 июля 2020 г. на улично-дорожной сети выявлены недостатки по содержанию, а именно в нарушение пункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 в границах населенного пункта в с. Чемал отсутствуют тротуары: на улице Радужная от дома N15 до дома N 2, на улице Советская от дома N7 до дома N48, о чем составлен акт о выявленных недостатках от 28 июля 2020 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела, подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-7); актом выявленных недостатков улиц (л.д. 13), материалами фотосъемки, ситуационным планом (л.д.21), техническим паспортом, постановлением о создании МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики, (л.д.25-26), выпиской из ЕГРЮЛ, (л.д.28). Уставом Учреждения, (л.д.32-41)которым мировым судьей дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства не вызывают сомнений, поскольку не противоречат обстоятельствам дела.
Каких-либо сомнений в наличии выявленных недостатков по содержанию улично-дорожной сети, в границах населенного пункта с. Чемал на улице Радужная от дома N1 до дома N 15 и на улице Советская от дома N7 до дома N48, не имеется.
Мировым судьей обоснованно установлена вина Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным ранее, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана правильная правовая оценка с учетом исследованных судами доказательств.
Доводы жалобы о том, что установка тротуаров в с. Чемал на улице Радужная от дома N15 до дома N 2, на улице Советская от дома N7 до дома N48 не требуется, поскольку тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов, а спорный участок дороги не относится к этой категории, судом отклоняются, поскольку распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 N 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в пункте 12 перечня указан ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Содержание пункта 4.5.1.1 указанного ГОСТ свидетельствует о наличии общего правила обязательного устройства тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от категории дороги, что обеспечивает безопасность дорожного движения.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении имеет недостатки в части отсутствия доказательств, которые бы давали основания полагать, что устройство тротуаров и пешеходных дорожек было бы обязательным, являются несостоятельными, поскольку судебными инстанциями установлено, и подтверждается материалами дела, что вышеуказанный участок дороги проходит через населенный пункт, на указанном участке дороги расположены жилые дома и другие объекты, что подтверждается фотоматериалом (л.д. 15-18), в связи с чем устройство тротуаров является обязательным.
Из представленного в материалы дела акта проверки автодорог в с. Чемал ул. Советская, ул. Радужная от 31 июля 2020 г. об установлении ширины полотна по указанным улицам, не следует, что Учреждение не имеет технической возможности для установления тротуара.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
К административной ответственности юридическое лицо привлечено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 февраля 2014 г N 4-П в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей.
Жалоба на постановление судьей районного суда рассмотрена в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы дана надлежащая оценка.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены, принятых по делу постановления и решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка Чемальского района Республики Алтай, мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 октября 2020 г, решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу МБУ "Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики" - без удовлетворения.
Судья С.Н.Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.