Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г. по делу N 16-379/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Шаргиной Т.В. на вступившее в законную силу решение судьи Красноярского краевого суда от 24 августа 2020 г., вынесенное в отношении АО "Красноярская теплотранспортная компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, установил:
постановлением Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2020 г. АО "Красноярская теплотранспортная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Красноярского краевого суда от 24 августа 2020 г. постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Шаргина Т.В. просит отменить решение суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление, считает его незаконным.
АО "Красноярская теплотранспортная компания" представила возражения на жалобу, просит оставить без изменения решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, объект "Здание городской лечебницы, 1887 г.", расположенного по адресу: ул. Кирова, 26 в г. Красноярске относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 N176. Границы территории объектов культурного наследия, расположенных в г. Красноярске, федерального значения утверждены приказом Министерства культуры Красноярского края от 18.04.2013 N 206. Площадь участка объекта культурного наследия, "здание городской лечебницы", составляет 1366, 7 кв.м, (л.д.65-70). Режим использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе, "Здание городской лечебницы" (ул. Кирова, 26), расположенных в г. Красноярске, утверждены постановлением Красноярского края от 15.07.2014 N 295, согласно приложению N2, (л.д.71-76).
При проведении контроля состояния объекта культурного наследия федерального значения "Здание городской лечебницы, 1887г." (далее-ОКН), расположенного по адресу: ул. Кирова, 26 в г. Красноярске составлен акт от 18 июня 2020 N 8 с фотофиксацией, которыми установлено, что на улице Кирова, напротив объекта культурного наследия вырыт котлован, проводятся работы по ремонту тепловых сетей, заказчиком работ является АО "Красноярская теплотранспортная компания", подрядчиком работ является ООО "Блик". Работы проводились на земельном участке с кадастровым номером N ("адрес"), являющимся непосредственно связанным с земельным участком с кадастровым номером N "адрес"), в границах зон охраны ОКН, в отсутствие в проектной документации раздела об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
По данному факту составлен протокол от 30 июня 2020 г. в отношении АО "Красноярская теплотранспортная компания" о совершении административного правонарушения", предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья Красноярского краевого суда пришел к выводу о том, что вменяемая обществу организация работ на земельном участке, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, без раздела в проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, поскольку по своему характеру и в соответствии с буквальным толкованием закона не является проведением работ без разрешения государственного орган охраны объектов культурного наследия в случаях, если и такое разрешение обязательно.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, судом не дана оценка имеющимся доказательствам.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пункт 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972.
Утвержденный состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия, представляющим собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон, о границах земельного участка, в пределах границ территорий объектов культурного наследия.
Согласно материалам дела, земляные работы на улице Кирова, напротив здания ОКН, проводятся работы по ремонту тепловых сетей, вырыт котлаван, имеется информационная табличка с указанием подрядчика (ООО фирма "Блик") и заказчика (АО Красноярская теплотранспортная компания). Работы производятся на земельном участке с кадастровым номером N ("адрес"), в границах территории объекта культурного наследия. Между АО "Красноярская теплотранспортная компания и "данные изъяты" заключен договор подряда N КТТК-20/318 от 12.05.2020, согласно которому Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту тепловых сетей и тепловых камер с восстановлением нарушенного благоустройства в Октябрьском, Центральном районах г. Красноярска в 2020г, находящихся в собственности и (или) на балансе АО "Крансоярская теплотранспортная компания".
Из протокола об административном правонарушении от 30 июня 2020 г. следует, что работы проводились на земельном участке с кадастровым номером N "адрес"), являющимся непосредственно связанным с земельным участком с кадастровым номером N "адрес" в границах территории ОКН, в отсутствие согласованного с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела (проекта) об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия.
Из обстоятельств дела следует, что Заказчиком проводились земляные работы на земельном участке в границах территории зон охраны ОКН, при этом отсутствует документация, обосновывающая меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, предусмотренная положениями статьи 30 Федерального закона N 73-ФЗ. В материалы дела представлено разрешение (ордер), выданный АО "Красноярская теплотранспортная компания" "данные изъяты" в пункте 10 особых условий работ которого предусмотрено, что при осуществлении плановых или аварийных работ в границах территории и зонах охраны объектов культурного наследия, и т.д, заказчиком, исполнителем необходимо учитывать порядок, установленный Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ, а также иными правовыми актами, (л.д.25-26).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, актами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, материалами фото и видеозаписи, иными документами. Доказательства подлежат оценке в совокупности.
Делая вывод о том, что протоколом не вменялось АО "Красноярская теплотранспортная компания" проведение работ на объекте культурного наследия или в границах земельного участка, на котором он расположен, суд не исследовал указанный протокол в полном объеме, тогда как из указанного протокола приведенные доводы имеют место. Приводя выводы об отсутствии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, суд допустил неверное толкование Федерального закона "Об объектах культурного наследия. Не дал оценку всем имеющимся в деле доказательствам, в том числе относительно утверждения границ указанного земельного участка, что привело к неправильному и преждевременному выводу, описанному выше.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 5.1 названного Закона в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Суд не исследовал в установленном порядке имеющиеся в деле доказательства, из которых следует, что при наличии обязанности по соблюдению порядка проведения земляных работ Заказчиком (исполнителем) в границах территории и зонах охраны объектов культурного наследия в соответствии требованиями Федерального закона N 73-ФЗ, отсутствуют доказательства наличия проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо лана проведения работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, что и вменялось уполномоченным органом в вину АО "Красноярская теплотранспортная компания".
При отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО "Красноярская теплотранспортная компания, краевым судом не исследованы представленные доказательства в полном объеме с точки зрения указанных норм права.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ основанием к отмене решения по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушения, допущенные краевым судом, являются существенными, повлиявшим на сделанные судом выводы и исход дела, решение по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Шаргиной Т.В. удовлетворить.
Решение судьи Красноярского краевого суда от 24 августа 2020 г, вынесенное в отношении АО "Красноярская теплотранспортная компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд.
Судья: С.Н.Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.